Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В., Луковицкой Т.А.
при секретаре
Коновалове Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2016 г. апелляционную жалобу Шпира А. П. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 г. по гражданскому делу N 2-5806/2015 по иску Шпира А. П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав мнение представителя истца Шпира А.П. - адвоката Инзарцева Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Шпира А.П. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействие ответчика по непринятию решения в отношении Шпира А.П. о перечислении жилищной субсидии в порядке и в сроки, указанные в Приказе Министра обороны Российской Федерации N 510 от 21.07.2014, в обоснование предъявленных требований указывая на то, что в декабре 2014 года истец был уволен с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. А) п. 2 ст. 51 ФЗ "О статусе военнослужащих") с оставлением в списках нуждающихся в обеспечении жилой площадью. ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении решением N 02-22/0308 от 10.10.2014. Шпира А.П. 12.11.2014 подал заявление об обеспечении его жилым помещением в форме перечисления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. 12.12.2014 за исх. N 184/2/9215 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации направило Шпира А.П. уведомление о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором содержится информация о том, что Шпира А.П. состоит в реестре нуждающихся в жилых помещениях, форма обеспечения его жилым помещением ? жилищная субсидия на приобретение или строительство жилого помещения. Однако до настоящего времени Шпира А.П. жилищную субсидию не получил, информация об отказе в предоставлении субсидии ему не направлялась. Бездействие ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по факту предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья является нарушением прав и законных интересов Шпира А.П., а именно предусмотренного законом права на обеспечение жилым помещением. Шпира А.П. все необходимые действия для предоставления ему жилищной субсидии выполнил, а именно подал заявление об обеспечении его жилым помещением в форме перечисления жилищной субсидии, сообщил информацию о составе семьи, направил ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации паспортные данные членов своей семьи, а также заявление с реквизитами своего банковского счета, подписанное им и каждым членом его семьи. Однако на настоящий момент истец жильем в форме предоставления жилищной субсидии не обеспечен, со стороны ответчика никаких действий, направленных на перечисление Шпира А.П. жилищной субсидии не принимается. Таким образом, бездействие ответчика нарушает предусмотренное Конституцией Российской Федерации, ФЗ "О статусе военнослужащих" право Шпира А.П. на получение государственной поддержки в форме обеспечения жильем его и членов его семьи.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 г. в удовлетворении исковых требований Шпира А.П. отказано.
В апелляционной жалобе истец Шпира А.П. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Шпира А.П. не явился, воспользовался правом на представление своих интересов через представителя. Представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции также не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Шпира А.П. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 02-22/0308 от 10.10.2014.
Избранное истцом место жительства - Санкт-Петербург, форма обеспечения - жилищная субсидия.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не представил доказательств нарушения ответчиком его прав и законных интересов, фактически итсец просит выплатить ему указанную субсидию во внеочередном порядке, на основании судебного решения, без учета наличия других очередников, также имеющих право на предоставление им указанной субсидии и избравших такую форму обеспечения жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка он регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно п. 4 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В силу п. 5 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, основанием для принятия уполномоченным органом решения о выплате жилищной субсидии является поступление информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа).
В соответствии с п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280) учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.
Согласно п. 11 указанной Инструкции жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено предоставление вне очереди денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Частью 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено внеочередное предоставление денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения также должна производиться исходя из даты принятия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, поскольку выплата субсидии на приобретение или строительства жилого помещения является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая, что истец не представил доказательств того, что в настоящее время он, исходя из даты принятия его на учет, имеет приоритет перед другими военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, состоящими на учете нуждающихся в получении жилых помещений, и в настоящее время именно ему согласно очередности должно быть предоставлено жилое помещение или выплачена жилищная субсидия, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика указал на то, что по состоянию на 07.12.2015 в очереди на выплату жилищной субсидии состоит 3500 военнослужащих Западного военного округа.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах предъявленных исковых требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении. Все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Результаты отражены в постановленном по делу решении.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.