Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Ходусовой И.В., Щаповой И.В.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 мая 2016 года гражданское дело по иску Цыбикова С. Б. к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности РФ по "адрес" о признании права на получение жилого помещения,
по апелляционным жалобам представителей ответчика Ш., Н.
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Цыбиковым С. Б. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в лице Федеральной службы безопасности РФ.
Обязать Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по "адрес" поставить Цыбикова С. Б. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с "Дата" на состав семьи 1 человек по избранному месту жительства "адрес" в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыбиков С.Б. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проходил военную службу в "адрес" Управления ФСБ России по "адрес" более 10 лет в календарном исчислении, уволен по состоянию здоровья на основании приказа начальника Службы в "адрес" от "Дата". В период прохождения военной службы, жилищной комиссией в/ч N "Дата" истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, был включен в список очередности с предстоящим участием в подпрограмме ГЖС. Однако, как следует из ответа ответчика от "Дата", истцу было отказано в постановке на учет. Просил признать право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в лице ФСБ РФ (л.д. N).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. N).
В апелляционных жалобах представители ответчика Ш. и Н. просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывают, что при вынесении решения судом не учтены положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции 2008-2009 годов, а не в действующей редакции, как указано судом. Из материалов дела следует, что истец и члены его семьи на момент увольнения с военной службы проживали в жилом помещении, при этом были обеспечены по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания Цыбикова С.Б. нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы. При этом не имеется оснований для постановки истца на жилищный учет и по избранному постоянному месту жительства. Судом не дана должная оценка обстоятельствам, установленным в 2014 году в ходе прокурорских проверок. Так, из письма военного прокурора Читинского гарнизона от "Дата" следует, что документы, приложенные к рапорту Цыбикова С.Б. при его обращении в жилищную комиссию ПУ ФСБ России по "адрес" в "Дата" года, не соответствуют действительности, до издания приказа об увольнении с военной службы истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял. Кроме того, выписка из протокола жилищной комиссии войсковой части N N от "Дата" признана военным прокурором Борзинского гарнизона недействительной. В мотивировочной части решения суд ссылается на выписку из протокола ЖБК Службы в "адрес" N от "Дата", согласно которой истец якобы был признан нуждающимся и включен в список очередности на получение жилья в "адрес", однако согласно приказу начальника Службы в "адрес" от "Дата" сержант Цыбиков С.Б. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с "Дата". Необоснованно применяя учетную норму в 15 кв.м., суд не делает ссылок ни на один правовой акт, при этом на момент увольнения с военной службы истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на каждого члена семьи, состоящей из пяти человек, приходилось по 17,4 кв.м. Ссылку суда на лицевой счет от "Дата" при рассмотрении спорных правоотношений, имевших место в 2008 году, полагают необоснованной. Обязание ответчика принять Цыбикова С.Б. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с "Дата" с составом семьи из одного человека противоречит жилищному законодательству и судебной практике. Полагают, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, поскольку истец фактически обжалует действия и решения уполномоченных органов, причем за рамками установленных сроков на обжалование. Ссылаются на процессуальные нарушения, выразившиеся в непредоставлении стороне ответчика возможности ознакомления с протоколом судебного заседания, в связи с чем своевременно подать на него замечания не представилось возможным (л.д. N).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Пограничного управления ФСБ России по "адрес" по доверенности Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Цыбикова С.Б. и его представителя по доверенности П., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно п.1, п.3,п.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что Цыбиков С.В. проходил военную службу в войсковой части N Пограничного управления ФСБ России по "адрес", дислоцирующейся в "адрес". С "Дата" года вместе с членами своей семьи: женой, двумя детьми и внуком, а с "Дата" еще с одним внуком, проживал в ведомственной квартире, находящейся в оперативном управлении таможни, расположенной по адресу: "адрес".
На основании акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность сельского поселения "Соловьевское" муниципального района " "адрес"", утвержденного "Дата" руководителем ТУ Росимущества в "адрес", вышеуказанная квартира передана в муниципальную собственность.
"Дата" между А. и администрацией СП "Соловьевское" в отношении указанного жилого помещения заключен договор социального найма N, в договоре в качестве членов семьи указаны: отец С. (истец), мать В., брат Ф., дочь Д., сын А. (л.д N).
Приказом начальника Службы в селе Даурия N-лс от "Дата" Цыбиков С.Б. уволен с военной службы по ст.51 пункта "г" (по состоянию здоровья) Закона "О воинской обязанности и военной службе" (л.д. N).На день исключения из списков Службы в селе Даурия по состоянию на "Дата" имел выслугу в календарном исчислении 14 лет 00 месяцев 17 дней (л.д. N).
"Дата" на заседании жилищной комиссии в/ч N (протокол N от "Дата", утвержденный командиром в/ч N "Дата") Цыбиков С.Б. с составом семьи 3 человека был включен в список очередности с предстоящим участием в программе "ГЖС" (л.д N).
"Дата" начальнику Пограничного управления ФСБ России по "адрес" поступил рапорт Цыбикова С.Б. о принятии его с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства - "адрес" (л.д N).
К рапорту истец приложил список очередности военнослужащих войсковой части N на получение жилой площади и улучшении жилищных условий (приложение к протоколу жилищной комиссии в/ч N N от "Дата"), из которого следует, что Цыбиков С.Б. состоит в данном списке с "Дата" (л.д N), а также две выписки из протокола жилищной комиссии войсковой части N N от "Дата", одна из которой содержит сведения о признании Цыбикова С.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в список очередности; другая - о включении Цыбикова С.Б. в список кандидатов на получение ГЖС (л.д. N).
Проверив представленные документы, ответчик выявил, что документы, приложенные к рапорту Цыбикова С.Б. от "Дата" года о признании его нуждающимся не соответствуют действительности. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии в/ч N от "Дата" N Цыбиков С.Б. включен в список очередности с предстоящим участием в подпрограмме ГЖС, при этом нуждающимся в жилом помещении Цыбиков С.Б. не признавался.
В связи с тем, что Цыбиков С.Б. представил документы не соответствующие действительности, а также в связи с тем, что до издания приказа об увольнении с военной службы Цыбиков С.Б. на учете в качестве нуждающегося не состоял, жилищной комиссией принято решение об отказе последнему в принятии его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в "адрес", что отражено в протоколе жилищной комиссии N от "Дата" (лд. N).
После этого, Цыбиков С.Б. обратился в военную прокуратуру Читинского гарнизона. "Дата" на его обращение был дан ответ, что списки нуждающихся в жилом помещении, жилищные дела военнослужащих со службы в "адрес" в Пограничное управление ФСБ России по "адрес" не передавались. В связи с тем, что Служба в "адрес" не поднадзорна военной прокуратуре Читинского гарнизона, а также для принятия мер прокурорского реагирования в целях восстановления нарушенных прав военнослужащего на обеспечение жильем, истцу сообщено о направлении материалов для проведения проверки по факту подлинности выданных Цыбикову С.Б. выписок из протокола жилищной комиссии в/ч N N от "Дата" в адрес военной прокуратуры Борзинского гарнизона.
Согласно информации от "Дата" (л.д. N), военной прокуратурой Борзинского гарнизона в "Дата" была проведена проверка исполнения должностными лицами службы в "адрес" управления ФСБ России по "адрес", в ходе которой выявлен факт нарушения права Цыбикова С.Б. на обеспечение жильем, поскольку вышеуказанные выписки из протокол заседания жилищной комиссии, ввиду их явного противоречия первичному документу, остались без реализации.
В ответ на обращение истца, в письме военной прокуратуры Борзинского гарнизона от "Дата" ему сообщено, что по результатам проверки в адрес начальника Службы в "адрес" управления ФСБ России по "адрес" внесено представление об устранении нарушений закона с требованием рассмотреть вопрос о признании выписки из протокола жилищной комиссии в/ч N от "Дата" N о признании Цыбикова С.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий, недействительной (л.д. N).
"Дата" Цыбиков С.Б. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил проинформировать его о принятых мерах по результатам прокурорских проверок, проведенных в "Дата" году. В письме от "Дата" за исх. N ответчик сообщил ему, что из представленных истцом копий документов, переписки с военной прокуратурой, следует, что выводы о неправомерности решения жилищной комиссии (протокол N от "Дата") об отказе в принятии на жилищный учет, не делались, указанное решение не обжаловано, в связи с чем, отсутствуют основания для обеспечения истца, членов его семьи жилым помещением (л.д. N).
Полагая указанный отказ незаконным, Цыбиков С.Б. обратился в суд с настоящим иском, заявил требования о признании за ним права на обеспечение жильем по избранному месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, и возложении на ответчика обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с "Дата" года на состав семьи 1 человека по избранному месту жительства в "адрес".
Разрешая спор, суд удовлетворил требования Цыбикова С.Б. в полном объеме, исходил из того, что на момент увольнения жильем не был обеспечен, признан нуждающимся и включен в список очередности на получение жилья решением жилищной комиссии в/ч N от "Дата"; факт нарушения прав истца подтверждается прокурорской проверкой; из-за нарушений, допущенных при оформлении должностными лицами в/ч N, не может быть нарушено право истца на обеспечение жильем.
Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными.
Так, из анализа представленных выше доказательств, которые в силу ст.67 ГПК РФ подлежат оценке как каждое в отдельности, так и в совокупности друг с другом, следует, что вопрос о принятии истца не учет в качестве нуждающегося, до увольнения Цыбикова С.Б. не разрешался, а представленная в материалы дела выписка из протокола N от "Дата" (дата утверждения), содержанию данного протокола не соответствует.
Суд, приведя в решении ссылку на выписку из протокола ЖБК Службы в "адрес" N от "Дата", согласно которой, Цыбиков С.Б. признан нуждающимся и включен в список нуждающихся на получение жилья в "адрес", оценку данному доказательству не привел, не учел, что сам протокол в материалы не представлен, данная выписка иными письменными доказательствами, не подтверждена, и противоречит позиции истца о его принятии на жилищный учет в "Дата" году при разрешении вопроса о включении в список очередников на получение ГЖС.
Таким образом, факт постановки Цыбикова С.Б. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства с "Дата", доказательствами не подтвержден, выводы суда в указанной части материалами дела не соответствуют.
Суд первой инстанции, также не учел следующее.
Согласно абз.15 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
По делу установлено, что в "Дата" году истец на правах члена семьи своей дочери А. проживал в квартире, общей площадью 87 кв.м. Доводы истца об исключении из данной площади, площади холодных пристроек 9,6 кв.м. и 18,5 кв.м, отклоняются как несостоятельные, так как площадь указанных пристроек в экспликации площади квартиры, включена в площадь жилого помещения (л.д N).
Помимо Цыбикова С.Б., в указанной квартире зарегистрированы и проживают члены его семьи: жена В., дочь А., сын Ф., внучка Д., то есть 5 человек. Внук А. родился "Дата" (л.д. N).
Согласно решению Совета сельского поселения "Соловьевское" от "Дата" N, учетная норма составляет 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи (л.д. N). Сведения об ином размере учетной нормы в спорный период времени, в деле отсутствуют, в связи с чем, принимается за основу учетная норма в размере 15 кв.м.
Исходя из того, что на семью истца в составе 5 человек приходилось по 17,4 кв.м. общей площади на каждого, истец и члены его семьи, на момент обращения его в "Дата" году с рапортом в жилищную комиссию, были обеспечены жилым помещением выше установленной учетной нормы, что указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы.
Не имелось оснований для постановки Цыбикова С.Б. на жилищный учет и по избранному постоянному месту жительства.
Согласно пп. "и" п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 22 января 2014 г. N 19-О, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что Цыбиков С.Б. просил жилищную комиссию предоставить в избранном постоянном месте жительства жилое помещение только на себя и супругу и сына с оставлением по прежнему месту жительства дочери и ее сына, нанимателем которой по договору найма являлась его дочь А. Таким образом, Цыбиков С.Б., будучи обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, ставил вопрос о предоставлении ему еще одного жилого помещения из государственного жилищного фонда, что не основано на законе.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что до увольнения с военной службы Цыбиков С.Б. состоял на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, или имел право состоять на таком учете, в чем ему неправомерно ответчиком было отказано, судебной коллегией не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения иска Цыбикова С.Б., у суда первой инстанции не имелось.
На основании п.п.1,3,4 ст.330 ГПК РФ, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска Цыбикова С.Б. в полном объеме.
Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения ответчика о рассмотрении настоящего спора в порядке КАС РФ, основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, в связи с чем, во внимание судебной коллегии не принимаются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Цыбикова С. Б. к Пограничном управлению Федеральной службы безопасности РФ по "адрес" о признании права на получение жилого помещения, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна.
Судья "адрес"вого суда Кожина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.