Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
судей краевого суда Иванова А.В.
Ануфриевой Н.В.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите "Дата" гражданское дело по искам Будаева С. Б., Ирыкзынова Ю. У., Масеева А. В., Матвеева Ю. В. к МБОУ "Красноималкинская ООШ", администрации муниципального района " "адрес"", Министерству финансов "адрес", Министерству образования, науки и молодежной политики "адрес" о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании производить начисление заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц в размере не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и забайкальского коэффициента,
по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" Е., представителя ответчика администрации муниципального района " "адрес"" С.
на решение Ононского районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Исковые требования Будаева С.Б., Ирыкзынова Ю.У., Масеева А.В., Матвеева Ю.В. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноималкинская основная общеобразовательная школа" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата" по "Дата" в пользу:
- Будаева С. Б. в размере "данные изъяты" копеек;
- Ирыкзынова Ю. У. в размере "данные изъяты" копеек;
- Масеева А. В. в размере "данные изъяты" копеек;
- Матвеева Ю. В. в размере "данные изъяты" копеек.
Обязать администрацию муниципального района " "адрес"" "адрес" в случае недостаточности денежных средств у МБОУ "Красноималкинская ООШ" обеспечить финансирование взысканной в пользу истцов недоначисленной заработной платы за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики "адрес" обязанность профинансировать администрацию муниципального района " "адрес"" "адрес" денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Красноималкинская ООШ" взысканных в пользу истцов денежных сумм в случае их недостаточности у МБОУ "Красноималкинская ООШ".
Обязать МБОУ "Красномалкинская ООШ" начиная с "Дата"г. производить Будаеву С. Б., Ирыкзынову Ю. У., Масееву А. В., Матвееву Ю. В. начисление заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент) свыше минимального размера оплаты труда.
Взыскать с МБОУ "Красноималкинская ООШ" в доход бюджета муниципального района " "адрес"" государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия
установила:
Будаев С.Б., Ирыкзынов Ю.У., Масеев А.В., Матвеев Ю.В. обратились в суд с указанными исками, ссылаясь на то, что они с "Дата" работают в МБОУ "Красноималкинская ООШ" кочегарами-машинистами. Размер их заработной платы состоит из оклада, районного коэффициента, забайкальского коэффициента, доплаты за работу в ночное время, за вредность, за выслугу лет, за сверхурочную работу. С "Дата" Федеральным законом установлен минимальный размер оплаты труда в размере "данные изъяты" рублей в месяц, в результате чего с учетом районного и забайкальского коэффициента размер их заработной платы должен составлять "данные изъяты" рублей в месяц. Просят взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с "Дата". по "Дата". Будаеву С.Б. в размере "данные изъяты" рублей, Ирыкзынову Ю.У. в размере "данные изъяты" рублей, Масееву А.В. в размере "данные изъяты" рублей, Матвееву Ю.В. в размере "данные изъяты" руб., обязать ответчика с "Дата" производить начисление им заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц в размере не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного и забайкальского коэффициентов.
Определением суда от "Дата" гражданские дела по искам Будаева СБ., Ирыкзынова Ю.У., Масеева Л.В., Матвеева Ю.В. объединены в одно производство (л.д. N).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. N).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" Елизова Н.Е. просит решение отменить в части возложения на ответчика обязанности финансирования администрации муниципального района " "адрес"" денежными средствами для выплаты истцам недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Указывает, что в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Субвенция, направляемая ими в местный бюджет муниципального района, обезличена и не может содержать ссылки на конкретные муниципальные общеобразовательные организации и на работников данного учреждения. Конкретного получателя денежные средств определяет администрация муниципального района и городского округа. Таким образом, ответчик не осуществляет финансирование оплаты труда конкретного муниципального общеобразовательного учреждения и его работников. В связи с этим, Министерству образования, науки и молодежной политики "адрес" не представляется возможным исполнить решение суда (л.д. N).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района " "адрес"" С. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на положения п. 2.1 Регионального соглашения, которым установлено, что минимальная заработная плата в "адрес" включает доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях. У работодателя не имеется обязанности применять районный коэффициент и северную надбавку к зарплате работника, увеличенной перед этим до минимальной заработной платы, установленной в субъекте РФ, если региональным соглашением предусмотрено, что в минимум входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно Регионального соглашения районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях входит в размер минимальной заработной платы. Согласно материалам дела, совокупный месячный размер заработной платы истцов, при полностью отработанной норме рабочего времени, превышает размер заработной платы, установленный дополнительным соглашением к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в "адрес" и превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Кроме того, администрация муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является работодателем для истцов; не является главным распорядителем денежных средств и не участвует в формировании фонда оплаты труда работников учреждения. Возложенная на администрацию обязанность по финансированию образовательного учреждения является неправомерной, поскольку учреждение отвечает самостоятельно по своим обязательствам всем находящимся у него имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (л.д. N
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истцы просят решение суда оставить без изменения (л.д. N).
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" Елизову Н.Е., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Будаев С.Б., Ирыкзынов Ю.У., Масеев А.В., Матвеев Ю.В. работают в МБОУ "Красноималкинская ООШ" кочегарами-машинистами.
Из трудовых договоров ( N) и расчётных листов (и справой о размере фактически начисленной заработной платы( N), а также расчетных листов ( N) видно, что на должностной оклад начисляются надбавки, в том числе 40% - районный коэффициент, 30% - надбавка за стаж работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями.
С учетом названных выплат заработная плата истцов составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает их доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в МБОУ "Красноималкинская ООШ" рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.
Нормы трудового законодательства, такие как ст.ст.129, 133, 133.1, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 315-317 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцов в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работников.
Суждения суда в данной части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации МР " "адрес"" о том, что действия работодателя по исчислению и выплате истице заработной платы являются правомерными, и в совокупности размер заработной платы в спорный период был равен установленному законом минимальному размеру оплаты труда, приводились ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, и с изложенными в решении мотивами, по которым эти доводы опровергнуты, судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Ссылка в апелляционной жалобе Администрации МР " "адрес"" на то, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, основанием для отмены постановленного судом решения не является.
Из содержания пункта 2.1 Соглашения "адрес", Федерации профсоюзов "адрес", Объединения работодателей "адрес" от 17.10.2012г. "О минимальной заработной плате в "адрес"", следует, что минимальный размер заработной платы на территории "адрес" включает в себя стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях). Поскольку исчисленный в соответствии с федеральным трудовым законодательством размер заработной платы истицы в месяц превышает установленный на территории "адрес" минимальный размер заработной платы, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и взыскал в пользу истицы недоначисленную заработную плату.
Довод апелляционной жалобы представителя МР " "адрес"" о том, что на администрацию муниципального района решением суда незаконно возложена обязанность по финансированию образовательного учреждения, в котором работают истцы, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
В силу ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК Российской Федерации) муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1 ст. 86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 3 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 86 БК Российской Федерации).
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 140 БК Российской Федерации распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Исходя из смысла приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истца, как работника муниципального образовательного учреждения, в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций бюджету муниципального района " "адрес"".
Таким образом, администрация муниципального района " "адрес"", являясь учредителем МБОУ "Красноималкинская ООШ", принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых для оплаты труда работников учреждения, в связи с чем администрация муниципального района несет обязанность по финансированию образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
При таком положении суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию муниципального района " "адрес"" обязанности профинансировать указанное выше образовательное учреждение в случае недостаточности у этого учреждения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в части выплаты истцам заработной платы.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно Устава МБОУ "Красноималкинская ООШ" собственником и учредителем школы является муниципальный район " "адрес"" в лице администрации муниципального района.
Поэтому администрация МР " "адрес"" должна нести субсидиарную ответственность путём возложения на неё обязанности профинансировать МБОУ "Красноималкинская ООШ" денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Красноималкинская ООШ" истцам недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ "Красноималкинская ООШ".
Таким образом, решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы представителя МР " "адрес"" отмене или изменению не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы представителя Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" о том, что решение суда незаконно в части возложения на ответчика - Министерство образования, науки и молодежной политики "адрес" обязанности финансирования администрации муниципального района " "адрес"" денежными средствами для выплаты истцам недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5).
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных данным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено статьей 99 названного Федерального закона.
В соответствии с условиями реализации основной образовательной программы по каждому уровню образования, изложенными в IV разделе Приказов Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N373, от 17 декабря 2010 г. N 1897, от 17 мая 2012 г. N 413 и в III разделе Приказа Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155, требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы определяются исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в общеобразовательных организациях, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).
При определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Следовательно, расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов.
Подобной позиции придерживается Министерство образования и науки Российской Федерации, указав, в частности, в Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования от 1 октября 2013 г. N 08-1408 на то, что при расчете нормативов финансового обеспечения должны учитываться расходы на оплату труда обслуживающих работников, участвующих в реализации общеобразовательной программы.
Поскольку федеральным законодательством не предусмотрена оплата труда персонала непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования за счет за счет средств субвенции, получаемой из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, выводы суда о возложении на Министерство образования науки и молодёжной политики "адрес" субсидиарной ответственности по финансированию выплат заработной платы истцам, являющимся обслуживающим персоналом, противоречит федеральному законодательству.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики "адрес" обязанности профинансировать администрацию муниципального района " "адрес"" денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Красноималкинская ООШ" истцам Будаеву С.Б., Ирыкзынову Ю.У., Масееву А.В., Матвееву Ю.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ "Красноималкинская СОШ" является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ононского районного суда "адрес" от "Дата"
В части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики "адрес" обязанности профинансировать администрацию муниципального района " "адрес"" денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Красноималкинская ООШ" истцам Будаеву С.Б., Ирыкзынову Ю.У., Масееву А.В., Матвееву Ю.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ "Красноималкинская СОШ" является незаконным и отменить. Возложить на Администрацию муниципального района " "адрес"" обязанность профинансировать МБОУ "Красноималкинская ООШ" денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ "Красноималкинская ООШ" истцам Будаеву С.Б., Ирыкзынову Ю.У., Масееву А.В., Матвееву Ю.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ "Красноималкинская ООШ". В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.