Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Михеева С.Н.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 июня 2016 года гражданское дело по иску Артемьевой НИ к Администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита", Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе представителя Артемьевой Н.И. - Шариповой Л.Д.,
на решение Центрального районного суда г. Читы от 03 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Артемьевой НИ отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., заслушав объяснения представителя истицы Артемьевой Н.И. Шариповой Л.Д., поддержавшей жалобу и просившей об отмене решения суда, представителя Министерства социальной защиты Забайкальского края Романовой Е.В., администрации ГО "Город Чита" Мелентьева Е.В., полагавших жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Артемьева Н.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Она является супругой участника Великой Отечественной войны Филиппова А.П., который в августе 2007 года умер. С 2008 года она зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес", общей площадью 46 кв.м, которая принадлежит на праве собственности ее сыну Артемьеву В.Д. При обращении в администрацию Центрального административного района городского округа "Город Чита" с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдове участника ВОВ, ей было отказано в связи с тем, что ее обеспеченность общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности члена ее семьи составляет выше установленной учетной нормы. Указывает, что она нуждается в собственном жилье. Просила признать за ней право на постановку на учет как вдову Ветерана ВОВ, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика администрацию Центрального района городского округа "Город Чита" поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением суда от 26 января 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Артемьев ВД, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 149-150).
В апелляционной жалобе представитель Артемьевой Н.И. -Шарипова Л.Д. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Приводя доводы, аналогичные доводам искового заявления, указывает, что Артемьевой Н.И. исполнится 86 лет, она является ветераном труда, вдовой инвалида ВОВ, вынуждена проживать в квартире сына в связи с отсутствием у нее другого жилого помещения. Считает, что в соответствии с нормами ЖК РФ и иными нормативными правовыми актами Артемьева Н.И. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебное заседание истица Артемьева Н.И., третье лицо Артемьев В.Д., Министерства строительства и коммунального хозяйства РФ не явились. О времени рассмотрения дела извещены (л.д.175,182, 183,180).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" к числу мер социальной поддержки указанной категории граждан относится, в том числе, обеспечение данных граждан жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 21 во взаимосвязи с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак, имеют право на меры социальной поддержки, включая право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Предоставление указанной меры социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, в силу которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе, членам семей умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года; а также полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" был принят Закон Забайкальского края от 29 декабря 2008 года N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае", а также утвержден Порядок предоставления жилых помещений в собственность отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приведенные выше нормативные акты органов государственной власти Забайкальского края предусматривают обеспечение мерами социальной поддержки лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, правом обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем члены семей участников Великой Отечественной войны могут воспользоваться только после их принятия и признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным ст. ст. 49 - 52 Жилищного кодекса РФ.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данным выводом суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Так, судом первой инстанции было установлено, что Артемьева Н.И. зарегистрирована и проживает одна в благоустроенной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 46 кв.м, которая принадлежит на праве собственности ее сыну Артемьеву В.Д..
Указанная квартира была приобретена Артемьевой Н.И. по договору купли-продажи, заключенному 1 марта 2008 года, впоследствии по договору дарения, заключенному 17 мая 2008 года, была ею подарена сыну Артемьеву В.Д. (л.д.53-55).
Достоверных доказательств, позволяющих установить, что Артемьева Н.И. не является членом семьи собственника и не приобрела право пользования жилым помещением, либо ее право поставлено под сомнение, суду не было представлено.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что Артемьевой Н.И. правильно отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении, что влечет отказ в предоставлении выплаты в соответствии с требованиями приведенных выше нормативных актов.
Суд оценил все представленные истцом доказательства в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки отразил в решении, при этом указал мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие - отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оснований для иной оценки представленным доказательствам у суда судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Артемьевой Н.И. -Шариповой Л.Д. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.