Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой Н. В.
судей краевого суда Иванова А.В., Чайкиной Е.В.
при секретаре Кашкаровой Н. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 июня 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Гажитовой Марии к Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной зашиты населения" Забайкальского края о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романовой Е.В.,
на решение Центрального районного суда города Читы от 27 апреля 2016 года, которым постановлено: требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Гажитовой Марии к Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной зашиты населения" Забайкальского края о понуждении к действиям - удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Краевой Центр Социальной защиты населения" произвести Гажитовой Марии перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с "Дата" по "Дата"
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ануфриевой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Гажитовой М. как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края N 129-ЗЗК от 17.02.2009 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" (далее Закон N 129-ЗЗК) до 18.04.2014 предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. По мнению прокурора, действия ответчика по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права материального истца на полное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Просил суд обязать ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края произвести материальному истцу перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с "Дата". по "Дата".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Романова Е.В. выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить. Указывает, что решением Забайкальского краевого суда от "Дата" признан недействующими Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" N129-ЗЗК в редакции, действовавшей до 18 апреля 2014 года. Законом Забайкальского края от 1 апреля 2014 года N948-ЗЗК "О внесении изменений в закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", вступившим в силу 19 апреля 2014 года, внесены изменения в Закон N129-ЗЗК, согласно которым, пенсионерам из числа педагогических работников предоставляются меры социальной поддержки без указанных прокурором ограничений. С "Дата" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Гажитовой М. предоставляются в полном объеме. Поскольку изменения, вносимые в Закон N 129-ЗЗК, действуют с 19.04.2014, и законом перерасчет не предусмотрен, оснований для произведения перерасчета Гажитовой М. с "Дата" по "Дата" не имеется.
В судебное заседание не явились истец, представители лиц, участвующих в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесла определение о рассмотрении дела без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дьячкову Ж.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции неправильно применил нормы материального закона.
Обращаясь с иском по настоящему делу, прокурор указывает на незаконность действий ответчика, который начислил и выплатил истцу компенсацию в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность по перерасчету и выплате истцу денежной компенсации за твердое топливо, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обязан произвести перерасчет, поскольку действия ответчика не соответствовали закону, так как норма закона от "Дата" N 129-ЗЗК, устанавливающая ограничение размера компенсации, выплачиваемой истцу, была признана недействующей со дня вступления в законную силу решения "адрес"вого суда.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия не может признать соответствующим закону, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ответчик - ГКУ "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края осуществляет предоставление мер социальной поддержки на основании Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" и "Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае", утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.03.2009 N 120.
Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" от 11.02.2009 N 129-ЗЗК определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников.
Пунктом 7 части 1 статьи 5 названного закона в редакции, действующей в спорный период, предусмотрено предоставление пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись данные меры социальной поддержки.
Кроме того, частью 2 статьи 5 данного закона установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
Решением Забайкальского краевого суда от 27.05.2013 по делу N 3-17/2013 была признана недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи 5 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в той части, в которой часть 2 статьи 5 допускает предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
Решение Забайкальского краевого суда было оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 72-АПГ13-6.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, действовавшей на момент вынесения решения и апелляционного определения, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признание нормативного акта недействующим влечет за собой необходимость нового правового регулирования, что и было осуществлено: была принята новая редакция закона N129 -ЗЗК, которая вступила в силу с 19 апреля 2014 года.
Законом Забайкальского края от 1 апреля 2014 года N948-ЗЗК "О внесении изменений в Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 г. N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" положения ч. 2 ст.5 закона N129 ЗЗК были изменены во исполнение решение суда, изменения вступили в силу с 19 апреля 2014 года, и с указанной даты меры социальной поддержки педагогам предоставлялись без ограничения их пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
Судом было установлено, что Гажитова М. является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет.
До 18.04.2014 года она получала меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с 19.04.2014 указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.
Таким образом, ответчик исполнял обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в пределах своей компетенции, согласно установленному порядку совершения таких действий, в соответствии с требованиями законодательства.
То обстоятельство, что изменения в закон были внесены законодательным органом Забайкальского края не с 18 сентября 2013 года, а с 19 апреля 2014 года, не может служить основанием для признания действий ответчика незаконными, так как в своей деятельности ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" руководствовался нормами действующего законодательства.
При принятии изменений в закон не было предусмотрено распространения его действия на прошлое время, равно как не было предусмотрено, что выплаченная за предшествующее время компенсация подлежит перерасчету. Следовательно, ответчик не имел законной возможности произвести перерасчет произведенных выплат.
С учетом изложенного судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда подлежит отмене, и по делу должно быть вынесено новое решение об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от "Дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах Гажитовой Марии к Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной зашиты населения" Забайкальского края о понуждении к действиям, оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.