Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
Судей Иванова А.В.
Погореловой Е.А.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" 19 июля 2016 года гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора "адрес" в интересах Зеленцовой А. А.вны к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о возложении обязанности предоставления технических средств реабилитации
по апелляционной жалобе представителя ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" М.
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Исковые требования исполняющего обязанности Шилкинского межрайонного прокурора "адрес" в интересах Зеленцовой А. А.вны к ГУ "Забайкальское региональное" отделение Фонда социального страхования РФ" о возложении обязанности предоставления технических средств реабилитации, удовлетворить частично.
Обязать ГУ "Забайкальское региональное" отделение Фонда социального страхования РФ" обеспечить Зеленцову А. А.вну техническими средствами реабилитации: абсорбирующим бельем (пеленками) в количестве 85 шт., впитываемостью 1 550 мл.; подгузниками в количестве 490 шт. размер "М", впитываемостью 1 550 мл.; объем тали не менее 88 см. за период 2015 года, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В. судебная коллегия
установила:
И.о. Шилкинского межрайонного прокурора "адрес" обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Шилкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере соблюдения прав инвалидов, проживающих в ГСУСО пансионат "Ингода" "адрес" на своевременное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено следующее. Зеленцова А.А. является инвалидом 1 группы, проживает в ГСУСО пансионат "Ингода" "адрес". Согласно индивидуальной программе реабилитации Зеленцовой А.А. положены технические средства реабилитации: впитывающие простыни (пеленки), размером 60х90 см, впитываемостью 1550 мл (1шт в сутки), прокладки впитывающие (800 мл) 3 шт. в сутки, подгузники размер М, впитываемостью 1550 мл, объем талии не менее 88 см (2 шт. в сутки). Из информации ГУ-Забайкальского регионального отделения ФСС РФ следует, что за период 2015 года инвалид обеспечивалась: "Дата" подгузниками в количестве 240 шт.; "Дата", "Дата", "Дата" абсорбирующим бельем (пеленками) 280 шт. Таким образом, за период 2015 года Зеленцова А.А. недополучила абсорбирующее белье (пеленки) в количестве 85 шт., прокладки впитывающие (800 мл) в количестве 1095 шт., подгузников в количестве 490 шт.
Прокурор просил обязать ГУ "Забайкальское региональное" отделение Фонда социального страхования РФ" обеспечить Зеленцову А. А.вну техническими средствами реабилитации за период 2015 года: абсорбирующим бельем (пеленками в количестве 85 шт. впитываемостью 1500 мл.), прокладками впитывающими (800 мл.) в количестве 1095 шт., подгузниками в количестве 490 шт. размер "М", впитываемостью 1550 мл., объем талии не менее 88 см. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. N).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. N
В апелляционной жалобе представитель ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" М. просит решение суда отменить. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации. Обеспечение техническими средствами реабилитации может быть осуществлено исключительно в рамках, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственных контрактов за счет ассигнований, выделяемых из бюджета Российской Федерации Фонду социального страхования (региональным отделениям) на соответствующие цели. Порядок проведения процедуры закупок подробно регламентирован. Размещаемые региональным отделением в 2015г. аукционы по определению поставщиков подгузников, абсорбирующих пеленок состоялись не в полном объеме, в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе от потенциальных поставщиков, вследствие чего часть контрактов не была заключена. Уполномоченным органом были предприняты все необходимые действия для выполнения обязанности по обеспечению инвалидов TCP, но в связи с наличием объективных обстоятельств обеспечение инвалидов подгузниками в полном объеме не представилось возможным. В соответствии с действующим законодательством, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном законом. Технические средства реабилитации необходимые Зеленцовой А.А. являются предметами неотложного ежедневного использования. Следовательно, инвалид (законный представитель) самостоятельно приобретал вышеперечисленные TCP и вправе получить компенсацию. С заявлениями о выплате компенсации инвалид не обращалась. Обеспечение инвалидов подгузниками за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств за текущий и прошлый периоды (л.д. N).
В суд апелляционной инстанции истица Зеленцова А.А., извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
До начал рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции поступило заявление Шилкинского межрайонного прокурора об отказе от исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора прокуратуры "адрес" Д., отказавшуюся от ранее заявленных исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.
Судебная коллегия принимает отказ прокурора от иска.
Рассмотрение дела по существу, в соответствии с ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, после принятия отказа прокурора от иска, при наличии материального истца Зеленцовой А.А., продолжено.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.По мнению судебной коллегии такое нарушение судом первой инстанции допущено.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, к техническим средствам реабилитации относятся, в том числе, абсорбирующее белье и подгузники.
Из материалов дела усматривается, и сторонами по делу не оспаривается, что Зеленцова А.А. является инвалидом 1 группы, согласно индивидуальной программе реабилитации она нуждается в технических средствах реабилитации в виде простыней, прокладок, подгузников, однако истица в полном объеме не была обеспечена названными техническими средствами реабилитации.
Разрешая заявленный спор, суд первый инстанции на основании доказательств, представленных в дело, и с учетом закона, подлежащего применению, пришел к верному выводу, что право истца на получение технических средств реабилитации, действительно, было нарушено, в связи с тем, что ответчик не обеспечил инвалида в полном объеме ТСР за 2015 год.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований путем возложения обязанности обеспечить инвалида требующимися техническими средствами реабилитации за прошлый период.
Как следует из части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.
Закупка технических средств реабилитации всех видов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из материалов дела усматривается, что ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 2015 года неоднократно и регулярно организовывало электронные аукционы по определению поставщиков для поставки технических средств реабилитации - подгузников, но почти все аукционы были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Судебная коллегия полагает, что установленное нарушение прав истца не может быть восстановлено путем фактического предоставления ей гигиенических средств за предыдущие периоды, то есть прокурором в данном случае избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права истца.
Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида. В данном случае в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалиду предоставляются впитывающие простыни (пеленки), размером 60х90 см, впитываемостью 1550 мл (1шт в сутки), прокладки впитывающие (800 мл) 3 шт. в сутки, подгузники размер М, впитываемостью 1550 мл, объем талии не менее 88 см (2 шт. в сутки).
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно подгузников за прошлый период, а именно: за период 2015 года, не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение прав инвалида, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды.
Кроме того, как следует из материалов дела, в период 2015 года по день рассмотрения дела ответчик надлежащим образом принимал меры к исполнению обязанностей по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации: по мере поступления соответствующих денежных средств ответчиком были организованы аукционы для закупки технических средств реабилитации, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок поставщиков.
Таким образом, ответчик не отказывается от исполнения обязанностей по обеспечению инвалидов, в том числе и истицы Зеленцовой А.А. техническими средствами реабилитации.
Ответчик предпринимает все необходимые меры к исполнению своей обязанности: на основании государственных контрактов, по мере поступления технических средств они распределяются инвалидам, состоящим на учете. В силу отсутствия заявок поставщиков ответчик по объективным причинам не смог обеспечить инвалидов средствами технической реабилитации в полном объеме. Действующим законодательством иного способа определения поставщиков технических средств реабилитации, помимо установленного Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусмотрено. При таких обстоятельствах действия ответчика не могут быть признаны незаконными как это необходимо для удовлетворения иска о возложении на него обязанности. Следовательно, в таком случае у суда отсутствовали правовые основания для возложения на ответчиков обязанности, что не исключает возможности защиты прав истца иным способом (путем выплаты компенсации за приобретенные самостоятельно технические средства реабилитации).
По настоящему делу прокурором заявлены требования именно о понуждении представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено, учитывая изложенное оснований для удовлетворения настоящего иска судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, и принять по делу новое решение, которым иск оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Зеленцовой А. А.вны к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации об обязании к обеспечению средствами реабилитации оставить без удовлетворения.
Председательствующий Чайкина Е.В.
Судьи Погорелова Е.А.
Иванов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.