Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Михеева С.Н.,
при секретаре Прозоровской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 июля 2016 года гражданское дело по иску Енбаевой ЛВ, Енбаева АИ, Енбаевой МА, Щербань АС, Щербань ДС к администрации городского поселения "Аксеново-Зиловское" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в общую долевую собственность взамен помещения, признанного аварийного и не пригодным для проживания,
по апелляционной жалобе Енбаевой Л.В. и ее представителя Соловьевой Н.В.,
на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 05 апреля 2016 года, которым постановлено:
Енбаевой ЛВ, Енбаеву АИ, Енбаевой МА, Щербань АС, Щербань ДС в удовлетворении исковых требований к администрации городского поселения "Аксеново-Зиловское" отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
установила:
Енбаева Е.В., Енбаев А.И., Енбаева М.А., Щербань А.С., Щербань Д.С. обратились в суд к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в общую долевую собственность взамен помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания.
Изменив исковые требования и окончательно сформулировав их, просили признать бездействие администрации городского поселения "Аксеново-Зиловское" (далее по тексту администрация ГП "Аксеново-Зиловское") по сносу жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" незаконными и обязать администрацию ГП "Аксеново-Зиловское" предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях (каждому по 1/5 доле) равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 63,5 кв.м., взамен помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование исковых требований указали, что в 1994 году семье Енбаевых на основании ордера было выделено жилое помещение, расположенное по адресу "адрес". 25 июня 1997 года между Дистанцией гражданских сооружений Забайкальской железной дороги и Енбаевыми заключен договор на передачу квартиры в собственность граждан, согласно которому квартира N, по адресу "адрес" была передана в общую долевую собственность истцам. Договор о передачи квартиры в собственность граждан зарегистрирован в Чернышевском комитете по управлению имуществом и в БТИ Чернышевского района Читинской области 17 декабря 1997 года. На основании распоряжения администрации ГП "Аксеново-Зиловское" N от "Дата" жилой "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Забайкальского края N от 22.02.2011 года утверждена региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан городского поселения "Аксеново-Зиловское" из аварийного жилищного фонда на 2011-2013 г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного строительства, в которую был включен дом N по ул. "адрес" Жителям трех квартир, которые занимали жилое помещение по договорам социального найма в указанном доме, были выделены новые жилые помещения взамен жилых помещений признанных аварийными. Енбаева Л.В. обратилась в администрацию ГП "Аксеново-Зиловское" с просьбой о выделении ее семье нового жилого помещения, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу либо выплате денежной компенсации, однако ей было отказано. На протяжении нескольких лет Администрация ГП "Аксеново-Зиловское" не предпринимает никаких мер по сносу многоквартирного дома N по ул. "адрес". Считают, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Учитывая, что фактически в 2014 году они дали своё согласие на предоставление им иного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным, считают, что вправе требовать предоставления другого жилого помещения в собственность.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 83-88).
В апелляционной жалобе Енбаева Л.В. и ее представитель Соловьева Н.В., просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указывают, что истцы имеют права на предоставление другого жилого помещения или его выкуп. Указывает, что дом, в котором находится жилое помещение истцов, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, все жильцы аварийного дома уже расселены в иные жилые помещения. Истцы, в своем заявлении к администрации от 05.02.2014 выразили свое согласие на предоставление им иного жилого помещения, взамен признанного аварийным. Считают, что они вправе требовать взамен иное жилое помещение в собственность.
Также указывают, что суд не мотивировал отказ в требованиях о признании незаконными действий администрации по сносу жилого дома. Вывод суда о том, что истица допустила бесхозяйное отношение к своему имуществу, так как оставила его и не проживала в нем с 2000 года, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в ходе судебного заседания она поясняла, что была вынуждена выехать из квартиры, так как проживание в ней стало невозможным и небезопасным.
В судебное заседание стороны не явились, о времени рассмотрения дела извещены с уведомлением, ходатайств об отложении дела в суд не направили (л.д.107-114).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда по ее доводам не усматривает.
Судом было установлено, что на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан от 25.06.1997 г. истцы являются собственниками кв. N д. "адрес" (л.д.18).
На основании распоряжения администрации ГП "Аксеново-Зиловское" N от 18.08.2010 года жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Забайкальского края N от 22.02.2011 года утверждена региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан городского поселения "Аксеново-Зиловское" из аварийного жилищного фонда на 2011-2013 г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного строительства, в которую был включен дом N по ул. "адрес" (л.д.26-35). В указанном доме в региональную адресную квартиру включены 3 квартиры общей площадью 144,4 кв.м. (л.д.35), жителям этих квартир, фактически проживавших в доме по договорам социального найма, были выделены новые жилые помещения взамен жилых помещений признанных аварийными.
В соответствии с п. 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., правовые последствия, связанные с обеспечением прав собственника жилого помещения, которое расположено в жилом доме, признанном аварийным, различаются в зависимости от включения или неквлючения дома в региональную адресную программу.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как указывалось выше, д. N по ул. "адрес" включен в региональную адресную программу, согласно которой запланировано к расселению 3 жилых помещения, число жителей 6, все они расселены. Квартира истцов в адресную программу не была включена.
В силу норм статьи 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 г. N185-ФЗ3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 названного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;
4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
В соответствии с ч.3 указанной статьи переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Положениями приведенного выше Федерального закона, а также региональной адресной программы урегулированы источники финансирования, а также правоотношения, связанные с фактическим обеспечением граждан (собственников и нанимателей аварийного жилого помещения) жильем, и подлежащих немедленному расселению из аварийного жилого фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и местного бюджета.
Истцы в жилом помещении на момент составления программы, а также в период ее выполнения не проживали и не проживают, имеют регистрацию по месту жительства по иным адресам. Доказательств нуждаемости в жилом помещении, признания их малоимущими суду не представляли.
Право собственности на жилое помещение, расположенное в аварийном жилищном фонде, истцы вправе защитить способом, указанном в вышеупомянутом Обзоре Верховного Суда Российской Федерации, то есть в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, путем выкупа изымаемого жилого помещения.
О защите своих прав в таком порядке истцы не просили, поэтому их ссылки на то, что суд не принял решения по требованиям о признании незаконным бездействия по сносу аварийного жилого дома, судебной коллегией отклоняются.
Как указывалось выше, нормами п.10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что требования о сносе или реконструкции предъявляются в целях изъятия земельного участка для муниципальных нужд и последующего выкупа его у собственников.
Истцы о применении последствий выкупа земельного участка не просили, они заявили требования об обеспечении их жилым помещением, для чего законных оснований установлено не было.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются неостовательными, поскольку не содержат оснований для отмены постановленного по делу судебного решения, и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Енбаевой Л.В., ее представителя Соловьевой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.