Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Чайкиной Е.В. и Погореловой Е.А.
с участием прокурора Чадовой Е.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 9 августа 2016 года дело по заявлению прокурора "адрес" в интересах Будаевой Н. Ч. к государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" "адрес" о перерасчете и выплате денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения "адрес" Романовой Е.В.
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено исковые требования прокурора "адрес" в интересах Будаевой Н. Ч. удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение "Единый социальный расчетный центр" "адрес" произвести Будаевой Н. Ч. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с "Дата" по "Дата".
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
"адрес" в интересах Будаевой Н.Ч. обратился в суд с заявлением о перерасчете и выплате денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения к государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" "адрес", ссылаясь на следующее. В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что Будаевой Н.Ч. как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с "адрес" N-ЗЗК от "Дата" "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в "адрес"" до "Дата" предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти "адрес". Вступившим "Дата" в законную силу решением "адрес"вого суда от "Дата" недействующими с момента вступления в законную силу решения признаны п. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. "адрес" N-ЗЗК в части, касающейся ограничения предоставления педагогам-пенсионерам и членам их семей социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемого высшим исполнительным органом государственной власти "адрес". В связи с изложенным прокурор просил суд обязать ответчика произвести Будаевой Н.Ч. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с "Дата" по "Дата".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Министерство финансов "адрес" и Министерство социальной защиты населения "адрес".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения "адрес" Романова Е.В. выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить. Указывает, что решением "адрес"вого суда от "Дата" признан недействующими Закон N-ЗЗК в редакции, действовавшей до "Дата". "адрес" от "Дата" N-ЗЗК "О внесении изменений в закон "адрес" "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в "адрес"", вступившем в силу "Дата", внесены изменения в Закон N-ЗЗК, согласно которым пенсионерам из числа педагогических работников предоставляются меры социальной поддержки. С "Дата" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцам предоставляются в полном объеме. Поскольку изменения, вносимые в Закон N-ЗЗК действуют с "Дата" и Законом перерасчет не предусмотрен, оснований для произведения перерасчета истцам с "Дата" по "Дата" отсутствуют.
Истцы, представитель ответчиков Министерства финансов "адрес", Министерство социальной защиты населения "адрес" в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора "адрес"вой прокуратуры Чадову Е.А, полагавшую решение суда правильным, представителя КГУ "Краевой центр социальной защиты населения" "адрес" по доверенности Крауз П.В., считавшего решение незаконным и подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции неправильно применил нормы материального закона.
Обращаясь с иском по настоящему делу, прокурор указывает на незаконность действий ответчика, который начислил и выплатил истцам компенсацию в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.
Удовлетворяя исковые требования, и возлагая на ответчика обязанность по перерасчету и выплате истцам денежной компенсации за твердое топливо, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обязан произвести перерасчет, поскольку действия ответчика не соответствовали закону, так как норма закона от "Дата" N 129-ЗЗК, устанавливающая ограничение размера компенсации, выплачиваемой истцу, была признана недействующей со дня вступления в законную силу решения "адрес"вого суда.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия не может признать соответствующим закону, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ответчик - ГКУ "Единый социальный расчетный центр" "адрес" осуществляет предоставление мер социальной поддержки на основании "адрес" от "Дата" N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в "адрес"" и "Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в "адрес"", утвержденного Постановлением "адрес" от "Дата" N 120.
"адрес" "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в "адрес"" от "Дата" N-ЗЗК определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников.
Пунктом 7 части 1 статьи 5 названного закона в редакции, действующей в спорный период, предусмотрено предоставление пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись данные меры социальной поддержки.
Кроме того, частью 2 статьи 5 данного закона установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти "адрес" в соответствии с федеральным законом.
"адрес"вого суда от "Дата" по делу N 3-17/2013 была признана недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи "адрес" от "Дата" N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в "адрес"" в той части, в которой часть 2 статьи 5 допускает предоставление социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления), освещение пенсионерам из числа педагогических работников, имеющим общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, и проживающим с ними членам семьи только в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти "адрес" в соответствии с федеральным законом.
"адрес"вого суда было оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от "Дата" N 72-АПГ13-6.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, действовавшей на момент рассмотрения дела, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признание нормативного акта недействующим влечет за собой необходимость нового правового регулирования, что и было осуществлено: была принята новая редакция закона N -ЗЗК, которая вступила в силу с "Дата".
"адрес" от "Дата" N-ЗЗК "О внесении изменений в "адрес" от "Дата" N 129-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в "адрес"" положения ч. 2 ст.5 закона N ЗЗК были изменены во исполнение решение суда, изменения вступили в силу с "Дата", и с указанной даты меры социальной поддержки педагогам предоставлялись без ограничения их пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти "адрес" в соответствии с федеральным законом.
Судом было установлено, что истица является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет.
До "Дата" она получала меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти "адрес" в соответствии с федеральным законом.
По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с "Дата" указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.
Таким образом, ответчик исполнял обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в пределах своей компетенции, согласно установленному порядку совершения таких действий, в соответствии с требованиями законодательства.
То обстоятельство, что изменения в закон были внесены законодательным органом "адрес" не с "Дата", а с "Дата", не может служить основанием для признания действий ответчика незаконными, так как в своей деятельности ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" руководствовался нормами действующего законодательства.
При принятии изменений в закон не было предусмотрено распространения его действия на прошлое время, равно как не было предусмотрено, что выплаченная за предшествующее время компенсация подлежит индексации. Следовательно, ответчик не имел законной возможности произвести перерасчет произведенных выплат.
С учетом изложенного судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда подлежит отмене, и по делу должно быть вынесено новое решение об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление прокурора "адрес" в интересах Будаевой Н. Ч. к ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" "адрес" о понуждении произвести перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления помещения и освещения за период с "Дата" по "Дата" оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.К. Кулакова
Судьи Е.А. Погорелова
Е.В. Чайкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.