Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Жилинского А.Г., Карабельского А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 9 августа 2016 г. материал по административному исковому заявлению ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношении" Минобороны России к Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) об оспаривании действий, возложении обязанности исключить из акта контрольных мероприятий выводов и предложений в полном объеме
по частной жалобе представителя административного истца Румянской О.Н.
на определение судьи Центрального районного суда г.Читы от 4 июля 2016 г., которым постановлено административное исковое заявление ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношении" Минобороны России к Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу), оставить без движения. Разъяснить заявителю о необходимости в срок до 18 июля 2016 года устранить недостатки заявления, и разъяснить, что если в установленный срок он выполнить указание судьи, перечисленные в данном определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд.
Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., судебная коллегия
установила:
"Дата" представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношении" Минобороны России Филиппова Е.В. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным действия начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в части не принятия возражений ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на акт N1 от 19 января 2016 г., вынесенный по результатам контрольного мероприятия о проверке финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России и исключении из данного акта выводов о причинении ущерба государству и предложений о проведении конкретных мероприятий в установленный срок в полном объеме.
Судьей постановлено вышеприведенное определение.
В частной жалобе представитель административного истца Румянская О.Н. считает определение судьи незаконным и необоснованным. По ее мнению, судья неправомерно оставил заявление без движения. Указывает, что истцом подано заявление по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ. Определение судьи немотивированно. Требования КАС РФ истцом выполнены в полном объеме. Поэтому она просит отменить определение судьи.
В соответствии с ч.2 ст.315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) частная жалоба рассмотрена по правилам главы 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования, протокола и без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Оставляя административное исковое заявление об оспаривании действий начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) без движения, судья пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматриваются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством и требования, установленные ст.ст.131, 132 ГПК РФ, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, истцом не выполнены.
С таким выводом судебная коллегия не может согласиться.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст.ст.2, 22) установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
В соответствии со ст.17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который определяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
Из содержания административного искового заявления следует, что Межрегиональным управлением контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, утвержденными заместителем Министра обороны РФ 22 февраля 2013 г. N205/2/90, на основании плана контрольных мероприятий на 2015 г. и приказа начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) от 7 октября 2015 г. N111 в период с 16 октября по 11 декабря 2015 г. проведены контрольные мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны Рос-сии. По результатам проверки был составлен акт N1 от 19 января 2016 г., на который 29 января 2016 г. были направлены возражения. О рассмотрении возражений был составлен протокол N7 от 23 марта 2016 г. Полагая дей-ствия начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) по включению в акт N1 от 19 января 2016 г. выводов и предложений, а также по отказу в удовлетворении требований о внесении возражений в указанный акт неправомерными, истец просил признать их незаконными.
Учитывая, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России оспариваются действия начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) при осуществлении им контрольных функций и наделенного для этих целей властными полномочиям, заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поэтому вывод судьи о рассмотрении спора по правилам гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является ошибочным.
Вместе с тем, в соответствии ч.1 ст.22 КАС РФ административное иско-вое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Из административного искового заявления следует, что местом нахожде-ния административного ответчика является Свердловская область, г. Екатеринбург, иные сведения не указаны (л.д.1).
Таким образом, административное исковое заявление неподсудно Цен-тральному районному суду г.Читы.
Довод, содержащийся в административном исковом заявлении о том, что иск предъявлен по правилам ст.24 КАС РФ, судебная коллегия находит необоснованным.
В соответствии с ч.3 ст.24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Из приведенной нормы закона следует, что по месту нахождения организации, являющейся административным истцом, административное исковое заявление может быть предъявлено лишь в случаях, предусмотренных КАС РФ.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно ч.5 ст.218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего кодекса, то есть по правилам ст.22 КАС РФ и право обращения в суд по месту нахождения организации, являющейся административным истцом, глава 22 КАС РФ не предусматривает.
В силу п.2 ч.1 ст.129 КАС РФ административное исковое заявление воз-вращается заявителю, если дело неподсудно данному суду.
С учетом изложенного, определение судьи об оставлении административного искового заявления без движения подлежит отмене, а административное исковое заявление возвращению.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России вправе обратиться с данным административным исковым заявлением в установленном процессуальным законом порядке в районный суд г.Екатеринбурга по месту нахождения административного ответчика.
Руководствуясь ст.316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Центрального районного суда г.Читы от 4 июля 2016 г. отменить. Административное исковое заявление ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношении" Минобороны России к Межрегиональному управлению контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) об оспаривании действий, возложении обязанности исключить из акта контрольных мероприятий выводов и предложений в полном объеме возвратить заявителю.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Жилинский А.Г.
Карабельский А.А.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.