Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л,
судей Тарараевой Т.С., Корниенко А.Н.
при секретаре Шамбер Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по заявлению Рулькова И.С. к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
по апелляционной жалобе Рулькова И.С.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 14 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Рулькова И.С. к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка незаконным, возложении обязанности обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с целью дальнейшего приобретения земельных участков на правах аренды для индивидуального жилищного строительства отказать в полном объеме.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рульков И.С. обратился в суд с заявлением к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Требования мотивировал тем, что обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. 20 мая 2015 г. им получено письмо "О рассмотрении обращения" от 08.05.2015 из которого следует, что градостроительной комиссией департамента горимущества было принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемого заявителем земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. В качестве оснований отказа указано, что заявитель не относится к льготным категориям граждан, порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, определенный ЗК РФ на территории города Красноярска не применяется, предоставление осуществляется только льготным категориям граждан, а также то, что запрашиваемый земельный участок относится к функциональной зоне рекреационного назначения, размещение индивидуальных жилых домов не соответствует материалам Генерального плана. Считает указанное решение незаконным, препятствующим к осуществлению им его гражданских прав и свобод, нарушающим положения подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 29 мая 2007 указанный заявителем земельный участок относился к территориальной зоне жилой усадебной застройки. Согласно ст. 23 Правил зоны жилой усадебной застройки включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения усадебных и блокированных жилых домов.
Просил признать незаконным решение ДМИЗО от 08.05.2015 N Р-147-дг об отказе в предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка "данные изъяты" в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории с целью дальнейшего приобретения земельных участков на правах аренды для индивидуального жилищного строительства. Обязать ДМИЗО в срок, не превышающий тридцати дней обеспечить опубликование извещения о предоставлении указанных земельных участков с целью дальнейшего приобретения земельных участков на правах аренды для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение, ссылаясь на доводы, заявленные в обоснование его требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.На момент рассмотрения заявления Рулькова И.С. - 29.04.2015 года в городе Красноярске был утвержден новый Генеральный план города Красноярска, в соответствии с которым испрашиваемые земельные участки располагаются в зонах, не предусматривающих ИЖС. Однако в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Красноярске от 29.05.2007 года, действовавшими на момент рассмотрения его заявления, земельные участки относились к территориальной зоне жилой усадебной застройки, что не было учтено судом. Генеральный план в правовом смысле не является обязательным для всех третьих лиц, является документов определяющим долгосрочное развитие города, в отличие от Правил землепользования и застройки, которые являются реализацией запланированного. Кроме того, указывает, что им заявлены требования об оспаривания решения органа власти, являющееся требованиями вытекающими из публичных правоотношений и подлежащими рассмотрению в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства, тогда как суд незаконно рассмотрел его заявление в порядке искового производства. В результате неправильной квалификации порядка рассмотрения заявленных им требований, срок рассмотрения дела был значительно превышен.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, выслушав Рулькова И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.39.18. ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Как правильно установлено судом, 07.04.2015 года Рульков И.С. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании и предоставлении без проведения торгов земельного участка "данные изъяты" и земельного участка "данные изъяты" расположенных в кадастровом квартале "данные изъяты" в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории с целью дальнейшего приобретения земельных участков на правах аренды для индивидуального жилищного строительства.
Письмом ДМИЗО администрации города Красноярска от 08.05.2015 года на N Р-147-дг от 16.04.2015 года Рулькову И.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне рекреационного назначения, а именно озелененных территорий общего пользования, размещение индивидуальных жилых домов не соответствует материалам Генерального плана. Также в качестве основания к отказу указано, что заявитель не относится к числу лиц, имеющих льготу на внеочередное, первоочередное право на предоставление земельного участка.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд не нашел правовых оснований к удовлетворению заявленных Рульковым И.С. требований, что судебная коллегия находит обоснованным.
Согласно положениям п.8 и п.11 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на ряде принципов, в том числе на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, определения правового режима земли, исходя из ее принадлежности по целевому назначению к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок., проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе, к рекреационным.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма..
В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В силу п..1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного, назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с п.11 указанной нормы закона, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Как следует из содержания п.2 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, для размещения объектов индивидуального жилищного строительства предназначены жилые зоны.
Согласно ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п.1 ст. 34 указанного Кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Аналогичные положения содержатся в Правилах землепользования и застройки г. Красноярска, как в старой редакции решения Красноярского горсовета от 29 мая 2007 г., действовавшей на момент вынесения оспариваемого заявителем решения ДМИЗО администрации г. Красноярска, так и в новой редакции, принятой решением Красноярского горсовета от 07 июля 2015 года, в силу положений которых границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом города Красноярска; несоответствие Правил генеральному плану города Красноярска, является основанием для внесения изменений в настоящие Правила.
Согласно Генерального плана г. Красноярска, утвержденного решением городского Совета депутатов от 13.03.2015 года, спорные земельные участки расположены в зоне рекреационного назначения, а именно в зоне озелененных территорий общего пользования, что в силу вышеприведенных норм Земельного Кодекса, Градостроительного Кодекса РФ, а также положений Правил землепользования и застройки исключает размещение на данных землях жилых объектов.
С 01марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года " О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп15 п.2 ст. 39.6Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
Действия, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка определены п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. При этом решение об отказе в предварительном согласовании или об отказе в предоставлении земельного участка принимается в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является :
разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
Поскольку из представленных по делу доказательств следует, что испрашиваемые истцом земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства отнесены к рекреационным землям, а в силу закона земельные участки не подлежат использованию в целях, не соответствующих их целевому назначению,. у суда не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению процедуры предоставления данных земельных участков с целью дальнейшего их приобретения на правах аренды для индивидуального жилищного строительства, путем опубликования соответствующего извещения.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, принятое ответчиком решение об отказе в предварительном согласовании истцу с целью предоставления спорных земельных участков в аренду в указанных выше целях, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Красноярска от 29.05.2007 года испрашиваемые земельные участки относились к территориальной зоне жилой усадебной застройки основанием к отмене решения суда являться не могут. Поскольку и Генеральным планом и новыми Правилами землепользования и застройки городского округа Красноярск испрашиваемый земельный участок ЗУ1 расположен в зоне иные зеленых насаждений,ЗУ2 в зоне иных зеленых насаждений и зоне территории объектов автомобильного транспорта. Соответственно возложение обязанности по опубликованию извещения о предоставлении этих участков для индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям законодательства.
Следует учесть, что порядок рассмотрения заявления Рулькова И.С. ответчиком нарушен не был, по обращению заявителя в установленный срок был дан мотивированный ответ со ссылками на нормы Закона.
При этом судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части обжалуемого судебного акта выводы суда о том, что при наличии льготных категорий граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на внеочередное получение земельных участков под ИЖС и не реализовавших свое право, принятие ДМИЗО решения о предоставлении земельных участков под ИЖС гражданам, не обладающим правом на получение земельных участков во внеочередном порядке не может быть признано законным. Факт того, что испрашиваемые земельные участки были до обращения Рулькова согласованы иному лицу, обладающему правом на внеочередное или первоочередное предоставление этих участков не подтвержден материалами дела. Законом не предусмотрена возможность отказа заявителю в возложении на орган местного самоуправления обязанности обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка только по тому основанию, что он не является лицом, имеющим право на какие либо льготы при предоставлении земельного участка для ИЖС.
Довод апелляционной жалобы Рулькова И.С. о незаконности оспариваемого решения со ссылкой на то, что заявленные им требования подлежали рассмотрению в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, а не в порядке искового производства, является несостоятельным, не свидетельствуют о неправильности по существу вынесенного судебного решения. Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены решения в апелляционной порядке, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 14 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рулькова И.С. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.