Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Малякина А.В.,
судей Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
при секретаре Севрюкове С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Корниенко А.Н. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Красноярска о возложении обязанностей,
по апелляционному представлению помощника прокурора Советского района г.Красноярска Мартынюк М.В.
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 19 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Советского района г.Красноярска обратился с административными исковыми требованиями(с уточнениями) в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Красноярска о возложении обязанностей разработать и утвердить проект планировки территории микрорайона "данные изъяты"", а также обеспечить жителей микрорайона "данные изъяты" автомобильными дорогами, позволяющими осуществить беспрепятственный подъезд транспортных средств жителей к земельным участкам, мотивируя свои требования тем, что постановлением мэра г.Красноярска от 17.07.1992г. N271 утвержден проект детальной планировки района индивидуальной застройки микрорайона "данные изъяты", но постановлением администрации г.Красноярска от 24.01.2012г. N26 постановление мэра г.Красноярска от 17.07.1992г. N271 признано утратившим силу и местоположение автомобильных дорог временно не определено. По сведениям ДМИЗО администрации г.Красноярска проект планировки и межевания микрорайона "данные изъяты" включен в список приоритетных проектов, подлежащих финансированию на 2014г. и плановый период 2015-2016годов, однако, для жителей микрорайона "данные изъяты" администрацией г.Красноярска разработана лишь схема организации улично-дорожной сети, однако, отсутствует проект планировки территории данного микрорайона, без чего невозможна нормальная жизнедеятельность микрорайона, который относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами(1-3 этажей).
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Советского района г.Красноярска Мартынюк М.В. просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора, указывая, что от жителей микрорайона в прокуратуру поступало множество обращений о неурегулированности ситуации с дорогами, а выводы суда об отсутствии нарушения прав граждан на свободный доступ и проезд к жилью основаны на неправильном применении закона.
Представителем администрации г.Красноярска Шаргиной Т.В. предоставлены возражения на апелляционное представление, в которых указано на законность судебного решения и содержится просьба об оставлении представления без удовлетворения.
Выслушав в судебном заседании объяснения помощника прокурора Советского района г.Красноярска Мартынюк М.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей администрации г.Красноярска Шаргиной Т.В. и управления архитектуры администрации г.Красноярска Митряковой О.В., согласившихся с решением суда, проверив материалы дела, судебная коллегия не нашла оснований к отмене обжалуемого решения в связи со следующим.
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия; подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков; подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию; подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры; решения о подготовке документации по планированию территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры. В решении о развитии территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч.ч. 3, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела 31.03.1992г. Емельяновским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основании постановления президиума Красноярского краевого совета народных депутатов N 208 от 27.11.1991г. выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования ООО "данные изъяты" земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 300,4 га, который впоследствии был передан в границы муниципального образования г. Красноярска. Постановлением мэра г. Красноярска от 17.07.1992г. N 271 утвержден проект детальной планировки района индивидуальной застройки микрорайона "данные изъяты", однако, постановлением администрации г. Красноярска от 24.01.2012г. N 26 постановление мэра г. Красноярска от 17.07.1992г. N 271 признано утратившим силу. Впоследствии земельный участок был преобразован в участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" Данный участок разделен на отдельные участки с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Межевание земельного участка было осуществлено без учета территорий, необходимых для размещения улично-дорожной сети и объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Согласно сведениям департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска подготовка проекта планировки и межевания территории указанного микрорайона в рамках адресной инвестиционной программы города Красноярска на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов включена в список приоритетных проектов, подлежащих финансированию. В обеспечение реализации генерального плана города постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 N 833 был утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярска, включая микрорайон " "данные изъяты"
Надлежащим образом оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, правильно руководствовался приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом верно исходил из того, что разработка и утверждение нормативно-правового акта по планировке территории относится к исключительной компетенции органам местного самоуправления и осуществляется в рамках реализации принятых программ в строгом соответствии с документами территориального планирования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ по собственной инициативе либо по заявлению физических и юридических лиц.
Функциональное и территориальное зонирование территории, а также размещения объектов транспортной инфраструктуры предусмотрены в составе генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107, согласно которому в микрорайоне "данные изъяты" предусмотрено наличие функциональной зоны территорий общего пользования в границах коридоров красных линий и территориальной зоны территорий объектов автомобильного транспорта с размещением объектов улично-дорожной сети.
Данных, свидетельствующих о том, что органом местного самоуправления допущены нарушения выполнения предусмотренных указанных выше мероприятий в части организации дорожно-уличной сети микрорайона "Нанжуль-Солнечный", прокурором суду не представлено, оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по принятию нормативно-правового акта не имеется. Прокурором не представлено конкретных доказательств, свидетельствующих об ограничении жителей микрорайона доступа к принадлежащим им земельным участкам.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что из акта обследования земельного участка от 20.03.2216 подготовленного специалистами ДМИЗО администрации г. Красноярска, следует, что на момент визуального обследования земельных участков микрорайона проезды по улицам свободны для неопределенного округа лиц, что подтверждено представленными фотографиями. В целях ремонта инженерных сетей, прохода, проезда в отношении земельных участков, расположенных в жилом массиве индивидуальной застройки "Нанжуль-Солнечный" постановлением администрации г. Красноярска от 09.09.2015 N 578 был установлен публичный сервитут в отношении земельных участков, фактически используемых для существующих проездов и дорог.
Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Красноярска от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.