Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Матакаевой С.К.,
судей: Лайпанова А.И., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Бадён И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Текеевой А.Б. к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным действий по исключению из участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы",
по апелляционной жалобе истца Текеевой А.Б. на решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 21 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., мнение представителя Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР - Темировой Р.Ш., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Текеева А.Б. обратилась в суд с иском к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по исключению из участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы".
В обоснование иска указала, что решением Совета Учкекенского сельского поселения от 10.02.2010 N ... , ее семья в составе трех человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 09 декабря 2011 года в семье появился третий ребенок.
На основании заявления в администрацию Малокарачаевского муниципального района от 10.02.2010, они состояли в списке молодых семей участников республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2015 годы".
Письмом, за исходящим N ... от 03.11.2015 администрация Малокарачаевского муниципального района уведомила Текееву А.Б. о том, что её семья не признана потенциальной участницей подпрограммы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы", мотивировав свое решение тем, что согласно подп. "а" п. 6 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям, возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье не должно превышать 35 лет.
Посчитав данный отказ незаконным Текеева А.Б. просила суд:
Действия администрации Малокарачаевского муниципального района по исключению нашей семьи, состоящей из четырех человек, из Списка молодых семей, претендентов на получение в 2015 году субсидии на получение жилья по Малокарачаевскому району в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признать незаконными и отменить;
Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района восстановить мою семью, состоящую из четырех человек, в Список молодых семей, претендентов на получение в 2015 году субсидии на получение жилья по Малокарачаевскому району в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решением Малокарачаевского районного суда от 21 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано
Не согласившись с указанным решением Текеева А.Б. подала апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, и принятии по делу нового решения. Податель жалобы считает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Также считает, что суд не допустил в качестве истцов или заинтересованных лиц, ее детей, тем самым нарушил их права. Полагает, что ответчик и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, фактически признали исковые требования, так как никаких возражений по существу иска не представили. Буквальное толкование п.6 Правил позволяет сделать вывод, что потенциальные участники должны иметь возраст менее 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты. В рассматриваемом случае, в 2010 году возраст истица 35 лет не достигал.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР - Темирова Р.Ш. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 167, 327 ГПК РФ в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания и не ходатайствовавших об отложении рассмотрения дела на другой срок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, решением совета Учкекенского сельского поселения N ... от 10.02.2010 семья Текеевой А.Б. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии со сводным списком молодых семей - участников подпрограммы изъявивших желание получить субсидию в планируемом году по Малокарачаевскому району на 2015 год, семья Текеевой А.Б. состояла как нуждающаяся в улучшении жилищных условий под N ...
Текеева А.Б. родилась 05.02.1977 и 05.02.2012 года достигла возраста 35 лет.
Уведомлением N ... от 03.11.2015 Текеевой А.Б. сообщено, что ее молодая семья не признана потенциальной участницей подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" в связи с достижением ею 35 летнего возраста.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Текеевой А.Б. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент первоначального внесения в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 -2015 годы" по Малокарачаевскому району семья истца отвечала всем требованиям, была включена в 2011 году в Сводный список молодых семей - участников подпрограммы, но когда формировались Списки участников подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей 2014-2015 годы" государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы", возраст истца превысил возраст - 35 лет.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 N 889 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно приложению N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, из абз.2 п. 27 Правил, следует, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, так как он основан на правильном применении норм права.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года N 371 (в редакции от 03.06.2015 г.) "Об утверждении государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014 - 2018 годы", органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР) на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской.
Сводный список предоставляется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующих год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 3-О).
Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает несостоятальным довод жалобы о том, что буквальное толкование п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г.N 1050 позволяет сделать вывод, что потенциальные участники должны иметь возраст менее 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты, так как он основан на неправильном толковании закона.
Судебная коллегия также относится критически к доводу жалобы о том, что суд принял решение о правах и об обязанностях в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как усматривается из материалов дела истица имеет троих детей: "ФИО"2 - 12.12.2004 года рождения, "ФИО"3 - 03.02.2007 года рождения и "ФИО"4 - 09.12.2011 года рождения.
Согласно ч.1 ст. 64 Семейного кодекса РФ Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В связи с чем суд первой инстанции не был обязан привлекать к участию в деле несовершеннолетних детей истицы, так как сама истица участвовала в судебном разбирательстве, и по смыслу закона, в том числе представляла законные интересы своих несовершеннолетних детей.
Довод жалобы о том, что ответчик и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, фактически признали исковые требования, так как никаких возражений по существу иска не представили судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
Так, согласно ч.1 ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия, утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Как видно из материалов дела ответчик не подавал в суд письменного заявления о признании иска.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось никаких оснований для удовлетворения исковых требований в связи с фактическим признанием иска ответчиком.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов, содержащихся в решении суда, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы. Также, они не содержат ссылки на новые обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 21 марта 2016 года оставить без изменения. апелляционную жалобу Текеевой А.Б. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.