Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Болатчиевой А.А., Париева Р.Р.
при секретаре: Быковской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района на решение Зеленчукского районного суда от 15 апреля 2016 года по делу по иску прокурора Зеленчукского района в интересах Джашеева "ФИО"9 к Управлению труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района о возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на бесплатное зубное протезирование.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя УТСР Долаева И.Х., истца Джашеева Х.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленчукского района обратился в суд в интересах Джашеева Х.Д. с иском к Управлению труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района о возложении обязанности включить истца в индивидуальную программу реабилитации по обеспечению зубными протезами и признать его право на выплату компенсации по изготовлению и ремонту зубных протезов, ссылаясь на то, что Джашеев Х.Д. является инвалидом 2 группы, ветераном труда, имеет льготы в соответствии со ст.16 Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". По медицинским показаниям истцу необходимо зубное протезирование, в связи с чем истец обратился к ответчику за оплатой талона на протезирование, но 23.03.2015 г. получил отказ со ссылкой на то, что истец является получателем ЕДВ. Полагая, что в ежемесячную денежную выплату бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов не входит, прокурор обратился с данным иском.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил включить Джашеева Х.Д. в список лиц, имеющих право на бесплатное протезирование - изготовление и ремонт зубных протезов, от иных требований прокурор отказался.
Истец Джашеев Х.Д. поддержал измененные требования, представитель ответчика Долаев И.Х. возражал против удовлетворения иска.
Решением Зеленчукского районного суда от 15 апреля 2016 года суд обязал УТСР включить Джашеева Х.Д. в список лиц, имеющих право на бесплатное протезирование - изготовление и ремонт зубных протезов. Суд также прекратил производство по делу в части возложения на ответчика обязанности включить Джашеева Х.Д. в индивидуальную программу реабилитации и признания за истцом права на выплату компенсации по изготовлению и ремонту зубных протезов.
В апелляционной жалобе Управления ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований и вынесении нового решения об отказе в иске в связи с его незаконностью, так как включение в индивидуальную программу реабилитации инвалида обеспечения зубными протезами не относится к компетенции Управления. Кроме этого, по мнению представителя Управления, вместо получения набора социальных услуг истцом как инвалидом выбрано получение ежемесячной денежной выплаты. Данная выплата по смыслу закона относится к мерам социальной поддержки инвалидов, которые ФЗ N 122 от 22.08.2004 г. были заменены ежемесячной денежной выплатой, которая в свою очередь выступает элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий. При этом статьей 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к направлениям реабилитации инвалидов отнесено и протезирование, одним из видов которого является зубное протезирование, осуществляемое в рамках индивидуальных программ реабилитации.
В своих возражениях на апелляционную жалобу прокурор и истец просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы жалобы неубедительными.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Джашеев Х.Д. является инвалидом "данные изъяты", ветераном труда, имеет право на льготы в соответствии со ст.16 Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с заключением МАУЗ "Зеленчукская районная стоматологическая поликлиника" от 11 января 2016 года истцу рекомендована частичная санация полости рта замена старых протезов на новые. Истцу также выдан талон на наличие медицинских показаний к изготовлению и ремонт у зубных протезов.
Джашеев Х.Д. обратился в Управление труда и социального развития администрации Зеленчукского муниципального района за предоставлением меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов. Однако письмом от 23.03.2016 г. Управлением было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки со ссылкой на получение истцом как инвалидом ежемесячной денежной выплаты вместо данной льготы, что лишает его права на получение аналогичной меры социальной поддержки по иным основаниям.
Удовлетворяя требования прокурора о включении истца в список лиц, имеющих право на бесплатное зубное протезирование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у него права на данный вид социальной поддержки.
Так в соответствии с п. "к" ст. 2 Закона КЧР от 12.01.2005 г. N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" реабилитированные лица имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Аналогичная мера социальной поддержки установлена п.7 ст.3 Закона КЧР от 12.01.2005 г. N 8-РЗ "О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов" для ветеранов труда.
При этом ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178-ФЗ такой меры социальной поддержки не предусматривают.
Выплачиваемая истцу в соответствии с положениями ст.28.1 Закона N 181-ФЗ ежемесячная денежная выплата в силу положений данного Федерального закона не носит характер денежной компенсации мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом для инвалидов. Однако пунктом 7 данной статьи установлено, что часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно ст.6.1 Закона N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды. В соответствии со ст.6.2 этого же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В п.3 ст.6.3 данного Закона предусмотрено, что гражданин имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в орган Пенсионного фонда РФ, в связи с чем сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, не подлежит удержанию из состава начисленной гражданину ЕДВ.
Как следует из материалов дела, Джашеев Х.Д. отказался от получения всего набора социальных услуг, получает ЕДВ в сумме "данные изъяты" рубля, в том числе на оплату набора социальных услуг в сумме "данные изъяты" рублей в составе: лекарственные препараты- "данные изъяты" рублей, санаторно-курортное лечение - "данные изъяты" рублей, бесплатный проезд ж/д транспортом - "данные изъяты" рубля.
Таким образом, в набор социальных услуг, денежная компенсация за которые выплачивается инвалиду-получателю ежемесячной денежной выплаты, не входит бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.
Как было указано выше, не предусмотрена данная мера социальной поддержки и законом N 181-ФЗ. Не содержит данный закон и положений о замене такой меры социальной поддержки как бесплатное зубное протезирование выплатой ежемесячной денежной суммы.
Ссылки Управления на то, что Федеральным законом N 122 от 22.08.2004 г. право федеральных льготников на бесплатное зубопротезирование было заменено на ежемесячную денежную выплату в данном случае нельзя признать обоснованными, так как такое право инвалидов ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ в редакции от 23.10.2003 г. не предусматривал.
ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ N 122 от 22.08.2004 г., так и в последующих редакциях такой меры социальной поддержки как бесплатное зубное протезирование не содержал. Между тем данный Федеральный закон относил и относит в настоящий момент протезирование к направлениям реабилитации. При этом, однако, предполагается определение необходимости в данном протезировании в индивидуальной программе реабилитации, разрабатываемом учреждением медико-социальной экспертизы.
Таким образом, у ответчика не имелось законных оснований для отказа в реализации права ветерана труда и лица, пострадавшего от политических репрессий, на постановку в очередь на бесплатное зубное протезирование.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на бесплатное зубное протезирование в случае указания на необходимость такового в индивидуальной программе реабилитации инвалида, не имеет правового значения, так как прокурором заявлены требования, направленные на реализацию прав истца как ветерана труда и лица, пострадавшего от политических репрессий.
Не соответствует решению суда первой инстанции и довод жалобы о необоснованности включения в индивидуальную программу реабилитации инвалида обеспечения зубными протезами, так как по данным требованиям производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленчукского районного суда от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.