Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Мартыновой Т.А., Обуховой С.Г.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 19 июля 2016 г. дело по апелляционной жалобе Рычковой ФИО10 на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 21 апреля 2016 г., которым постановлено:
иск Рычковой ФИО11 оставить без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" Филимонову С.В., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рычкова А.М. обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" о признании гражданина погибшим и выплате единовременного пособия, указала, что с рождения является инвалидом, имеет 3 группу инвалидности, освидетельствована ВТЭК "адрес" района 28.11.1958 г. 30.06.2014 года УСЗН "адрес" района выдано удостоверение члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны. В августе 2014 года обратилась с заявлением в ОВК по "адрес" районам для получения выплаты в соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в выплате было отказано со ссылкой на то, что положения Закона действуют с 01.01.2012 г., а Рычков М.В. пропал без вести на фронте в 1942 году, в связи с чем, он не относится к погибшим на фронте военнослужащим. Федеральный закон от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ не содержит указания на то, что его действие не распространяется на членов семей военнослужащих погибших, умерших, до вступления в законную силу Закона. Просила признать Рычкова М.В., 1899 года рождения, погибшим в феврале 1942 года в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. при исполнении обязанностей военной службы, обязать ответчика назначить и произвести выплату единовременного пособия в размере "данные изъяты" рублей в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна Рычкова А.М., в жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения, считает, что суд нарушил нормы материального права, ссылается на доводы, аналогичные заявленным, считает, что имеет право на получение выплаты, предусмотренной ч. 8 ст. 3 Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ, поскольку закон не содержит указание на то, что его действие не распространяется на членов семьи военнослужащих погибших до вступления в законную силу, правоотношения, возникшие в связи со смертью Рычкова М.С., являются длящимися.
В отзыве на жалобу ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" указывает, что Федеральный закон не предусматривает выплату денежной компенсации членам семьи военнослужащего, пропавшего без вести на фронте, не содержит норм, приравнивающих права членов семей лиц, пропавших без вести, к правам семей лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ вступил в силу с 01 января 2012 без указания на то, что он имеет обратную силу. Военкомат выплату единовременного пособия не осуществляет, он только направляет соответствующие документы в ОАО "СОГАЗ" для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с, ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Рычкова А.М., 1899 года рождения является дочерью Рычкова ФИО12
Из справки ОВК Кировской области по "адрес" районам от 30.09.2014 года N следует, что Рычков М.В., 1899 г.р. из "адрес", был призван на военную службу по мобилизации "адрес" РВК 11.01.1942 г., находясь на фронте, пропал без вести в феврале 1942 г. (л.д. 9).
Свидетельство о смерти военнослужащего отсутствует.
Рычкова А.М. в 2014 году обращалась с заявлением в отдел военного комиссариата Кировской области по "адрес" районам о единовременной выплате в соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в ответе было указано, что единовременные пособия выплачиваются в установленных законодательством РФ случаях за счет средств МО РФ организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших военнослужащих - страховой организацией.
Суд, разрешая заявленные исковые требования, отказал в их удовлетворении.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Положениями п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ), действовавшими до 1 января 2012 г., предусматривалось, что размер страховых сумм, выплачиваемых застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, определяется исходя из установленной застрахованному лицу группы инвалидности и месячного оклада военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица, в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в приведенные выше положения п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2012 года (ст. 12 названного Федерального закона).
Согласно этим изменениям страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, установлены в фиксированном размере.
В частности, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) предусмотрено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Из содержания приведенной нормы следует, что положения ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ), устанавливающие страховые суммы в фиксированном размере, применяются к страховым случаям, наступившим с 1 января 2012 г.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и связано с утратой возможности для этих лиц получать от военнослужащего, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Как следует из содержания ранее действующего п. ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и действующих с 1 января 2012 г. положений ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, на получение единовременного пособия, является его гибель (смерть) при исполнении обязанностей военной службы либо его смерть вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов).
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Следовательно, для признания за гражданином права на получение страховой выплаты в связи с гибелью (смертью) военнослужащего необходимым условием является факт гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, при этом военнослужащий должен быть застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.
Условия и порядок прохождения воинской службы определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Подпунктом "м" ч. 1 ст. 37 названного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы, в том числе в случае безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
В силу ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, военнослужащий является таковым и считается проходящим военную службу до исключения его из списков личного состава воинской части.
На основании п. 2 приказа Министра обороны РФ от 06.05.2012 N 1100 "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих.
Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия (п. 3 Порядка).
Для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в организацию установленный Порядком перечень документов (п. 12 Порядка).
В соответствие с телеграммой от 14.01.2014 года N выплату единовременного пособия, установленного ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ осуществляет ОАО "СОГАЗ".
Сведений о том, что Рычков А.М., как военнослужащий, был застрахован в установленном законом порядке, в суд не представлено, судом не добыто. Рычкова А.М. в адрес военкомата с установленным перечнем документов для осуществления страховой выплаты не обращалась.
С учетом изложенного, учитывая, чтоФедеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ не предусматривает выплату денежной компенсации членам семьи военнослужащего, пропавшего без вести на фронте, выплата единовременного пособия на основании ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ осуществляется только застрахованным военнослужащим, исковые требования верно судом подлежали оставлению без удовлетворения.
С учетом положений ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, определяющих виды страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования, пропажа лица без вести не относится к страховым случаям.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных требований и выражают мнение заявителя относительно их разрешения, вместе с тем, указанные доводы не содержат правовых оснований для отмены оспариваемого решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права и направлены по существу на переоценку доказательств, основания для которой не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорное правоотношение, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.