Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Зеленовой Е.Ф., Лутфуллоевой P.P.
при секретаре Нечет Т.В.
04 августа 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Маняповой Т.С. на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 12 мая 2016 года по иску Маняповой Т.С. к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношении Челябинской области о возложении обязанности включить в списки для оказания финансовой помощи из федерального бюджета, оказать финансовую помощь из федерального бюджета за частичную утрату имущества, единовременную материальную помощь и выплатить денежные средства за частичную утрату имущества первой необходимости, возложении обязанности выделить необходимую сумму для покупки предметов первой необходимости.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения представителя третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Стрельниковой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маняпова Т.С. обратилась в суд с иском к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - Администрация), Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - УСЗН), Министерству социальных отношении Челябинской области (далее по тексту - Министерство) о возложении на УСЗН (Министерство) обязанности включить её в списки для оказания финансовой помощи из федерального бюджета, оказать финансовую помощь из федерального бюджета за частичную утрату имущества в размере *** рублей единовременной материальной помощи и *** рублей за частичную утрату имущества первой необходимости, возложении на Администрацию
обязанности выделить необходимую сумму для покупки предметов" первой необходимости.
В обоснование исковых требований указала, что решением Карталинского городского суда Челябинской области от 11 марта 2014 года доказан факт её* проживания в доме, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в результате ливневых дождей в период с 07 по 15 августа 2013 года. В течение трех лет дом не может быть отремонтирован, так как не выплачиваются деньги для его ремонта. По состоянию на 30 сентября 2013 года она включена в списки на получение финансовых средств из федерального бюджета. До обращения в суд ей были выделены денежные средства только из областного бюджета. Фактов выделения и получения денежных средств, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения от чрезвычайных ситуаций" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, не имеется, средств из федерального бюджета она не получала.
Истец Маняпова Т.С. в судебное заседание не явилась, извещалась по почте по адресу, указанному в исковом заявлении - г.Карталы-4, почта, до востребования, дважды направленные по данному адресу почтовые извещения возвращены по истечению срока хранения (л.д.19,119). Телефонный номер истец в иске не указала, в расписке на CMC-извещение указала, что не согласна на такое извещение (л.д.4). Судом приняты исчерпывающие меры по надлежащему извещению истца.
Представитель ответчика Администрации Кислухина Н.И. исковые требования не признала, указав, что истцу выплачено *** рублей на неотложные нужды и *** рублей на ремонт домовладения, иных оснований для выплаты ей финансовой и единовременной помощи не имеется.
Представители ответчиков УСЗН и Министерства в судебное заседание не явились, извещены, просили дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзывах просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав в письменном мнении, что с исковым заявлением не согласен.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав в возражениях, что вынесенное по настоящему делу судебное решение не может повлиять на права или обязанности Управления Федерального казначейства по Челябинской области по отношению к одной из сторон.
3 f /^/И
Представители третьих лиц Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Маняпова Т.С. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что судом не принято во внимание и не дана правовая оценка письму первого заместителя министра строительства и инфраструктуры Челябинской области от 05 июля 2015 года, из которого следует, что по информации администрации Карталинского муниципального района в соответствии с судебными решениями о признании её пострадавшей и проживающей на момент чрезвычайной ситуации по адресу: Челябинская область, г. Карталы, ул.***, она включена в список граждан, имеющих право на единовременную материальную и финансовую помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. Из письма УСЗН от 23 сентября 2015 года следует, что она включена в список для оказания помощи в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 13 октября 2008 года, после утверждения списков будет решен вопрос о выделении денежных средств из федерального бюджета. Также она включена в список на выплату материальной помощи в размере *** рублей на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, прочих предметов первой необходимости и в список для оказания помощи в сумме *** рублей на ремонт домовладения. Кроме того, она включена в список для выдачи предметов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации. Данный текст имеет и письмо главы Карталинского муниципального района от 30 сентября 2015 года. При вынесении решения суд положил в основу апелляционное определение от 27 января 2015 года, которым установлен факт получения ею материальной помощи за счет средств, поступивших в бюджет Челябинской области из федерального бюджета: в сумме *** рублей на предметы первой необходимости, единовременную помощь, в сумме *** рублей на восстановление и ремонт домовладения. Однако письма от 05 июля 2015 года, от 23 сентября 2015 года, 30 сентября 2015 года были направлены в её адрес после вступления в законную силу апелляционного определения от 27 января 2015 года, следовательно, ссылка суда на данное определение некорректна. Помимо этого имеются ответы Министерства, УСЗН, свидетельствующие о получении ею финансовых средств только из областного бюджета, что судом не исследовано.
Представитель ответчика Администрации в отзыве на апелляционную жалобу указал, что считает апелляционную жалобу истца необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Истец Маняпова Т.С., представители ответчиков Администрации, УСЗН и Министерства, представители третьих лиц Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены (л.д. 184-190,194), в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750, в редакции постановления от 20 июня 2013 года N 517, действовавшей в августе 2013 года, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью); д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Как следует из материалов дела, в связи с прохождением длительных интенсивных ливневых дождей, сопровождающихся шквалистым ветром произошли затопления местности в девяти населенных пунктах Челябинской
области, в том числе в г. Карталы, нарушены условия жизнедеятельности населения. Распоряжением Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 07 августа 2013 года N 600-р с 19 часов 07 августа 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера (л.д.130).
Согласно распоряжению Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 23 августа 2013 года N 626-р улица Линейная вошла в зону затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод в период с 07 по 15 августа 2013 года (л.д.132-134).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2013 года N 278 введен с 09 августа 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования (л.д. 141,142).
Впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 1431-р принято решение в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области и Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками (далее -чрезвычайная ситуация), оказать единовременную материальную помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовую помощь гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750. Правительству Челябинской области представить в МЧС России: а) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; б) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества; в) список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Выделить на основании списков, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования Правительству Челябинской области - до *** тысяч рублей, в том числе: до *** тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до *** тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной
утратой ими имущества; до *** тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2014 года N 225 8-р в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 1431-р внесены изменения, на основании которых выделенная Правительству Челябинской области на основании сводных данных о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, уменьшена до *** тысяч рублей, в том числе: до *** тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до *** тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до *** тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.
Как установлено решением Карталинского городского суда Челябинской области от 11 марта 2014 года, вступившим в законную силу 05 июня 2014 года, Маняпова Т.С. является собственником жилого дома N *** по ул. *** в г. Карталы Челябинской области, имеет временную регистрацию по данному адресу с 10 сентября 2013 года по 10 сентября 2018 года, факт проживания истца в данном доме на момент чрезвычайной ситуации подтверждается, однако не нашел подтверждения факт полной утраты имущества в результате наводнения. Акт обследования жилого дома от 04 сентября 2013 года составлялся в присутствии Маняповой Т.С, при составлении акта указано, что в хозяйственных помещениях (летняя кухня, баня) вода в погребе стоит на высоту около одного метра, на момент проведения обследования техническое состояние здания жилого дома по ул.Линейной, д. 12 в г. Карталы в целом оценивается как ограниченно-работоспособное. О том, что вода была в доме на уровне 15-20 см нигде не зафиксировано. Данным решением суда в удовлетворении исковых требований Маняповой Т.С. о признании за ней права на получение финансовой помощи в связи с повреждением и полной утратой имущества, находящегося по адресу: Челябинская область, г. Карталы, ул. ***, отказано (л.д. 197-204).
Решением Карталинского городского суда от 29 октября 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Маняповой Т.С. к Администрации, УСЗН о признании пострадавшей во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод в результате ливневых дождей в период с 07 по 15 августа 2013 года, признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, принадлежащего на праве собственности и находившегося по адресу: г. Карталы, ул. *** (л.д. 106-109).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 января 2015 года вышеуказанное
решение Карталинского городского суда от 29 октября 2014 года,х"тменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Маняповой Т.С. к Администрации, УСЗН о признании пострадавшей во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод в результате ливневых дождей в период с 07 по 15 августа 2013 года, в данной части производство прекращено, в связи с тем, что материально правовые требования (предмет иска) Маняповой Т.С, сформулированные в исковых заявлениях от 19 декабря 2013 года и от 25 сентября 2014 года, с соответствующими уточнениями являются тождественными, основания названных исков совпадают, имеется вступившее в законную силу решение суда между теми же сторонами (л.д. 110-114).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представила достаточных доказательств, подтверждающих факт утраты имущества, а также невозможности использовать пострадавшее имущество в дальнейшем, как не представлено и доказательств, подтверждающих факт приобретения нового имущества взамен утраченного. Ранее вынесенными решениями суда, вступившими в законную силу, установлено отсутствие у Маняповой Т.С права на получение финансовой помощи в связи с полной и частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации с 07 по 15 августа 2013 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не приняты во внимание письмо первого заместителя министра строительства и инфраструктуры Челябинской области от 05 июля 2015 года, письмо УСЗН от 23 сентября 2015 года, включение ее в список на выплату материальной помощи в размере *** рублей на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, прочих предметов первой необходимости и в список для оказания помощи в сумме *** рублей на ремонт домовладения, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку включение истца в списки для оказания помощи за счет средств областного бюджета не свидетельствует о праве истца на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, которая предоставляется в связи с полной или частичной утратой имущества. Вступившими в законную силу решениями судов истцу отказано в признании за ней права на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в размерах *** и *** рублей, в связи с полной и частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в летний период 2013 года, поэтому отсутствует и основание для включения ее в соответствующие списки и возложении обязанности по выплате ей указанных сумм.
Переписка истца с областными и муниципальными органами по
включению ее в списки пострадавших не имеет доказательного значения, поскольку при наличии такой переписки она обратилась в суд с исковыми требованиями о включении ее в списки для оказания финансовой помощи из федерального бюджета за частичную утрату имущества. Каких-либо доказательств частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации в период с 07 по 15 августа 2013 года истцом в суд по настоящему делу не представлено, поэтому судом правильно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований.
Выплата материальной помощи на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере *** рублей произведена истцу на основании акта материально-бытовых условий от 30 сентября 2013 года, что подтверждается копией ведомости на ее получение, в которой содержится подпись Маняповой Т.С. (л.д.214). В данном акте не указано об утрате истцом в результате затопления какого-либо конкретного имущества
(л.д.51).
Также истцу выплачена материальная помощь на восстановление и ремонт домовладения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, в размере *** рублей, что подтверждается копиями списка N 1826 за октябрь 2013 года и платежного поручения от 07 октября 2013 года N 47890
(л.д.215,217).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маняповой Т.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.