Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Мухортовой Л.И., Маслова А.К.
при секретаре Фироновой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селезнева А.М. к ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании расходов за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава
по апелляционной жалобе ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 06 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Мухортовой Л.И., объяснения представителя ответчика Покровского А.В., поддержавшего доводы, приведенные в апелляционной жалобе, представителя истца Селезнева А.М. - Селезневой В.В., полагавший, что оснований для отмены судебного постановления не имеется, судебная коллегия
установила:
Селезневу А.М., являющемуся инвалидом второй группы по общему заболеванию, с установлением группы инвалидности бессрочно, 13.11.2014г. ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N15 разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)" которой указана рекомендация о необходимости установки эндопротезов тазобедренного сустава в количестве 2 шт., согласно заключения ВК N1238 от 10.11.2014г., с установлением срока проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - бессрочно, исполнителем проведения данных мероприятий указан Фонд социального страхования.
При обращении в Белгородскую областную больницу по вопросу проведения операции по квоте, истец был поставлен на очередь под номером 419 с периодом ожидания порядка трех лет. В связи с наличием сильных болей истцом принято решение о проведении операции за свой счет, в связи с чем он обратился в Воронежскую областную клиническую больницу N1, где 03.12.2014г. ему проведена операция по замене левого тазобедренного сустава.
20.03.2015г. ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования (приказ N от 20.03.2015г.) истцу произведена денежная компенсация за приобретенное техническое средство реабилитации (эндопротез тазобедренного сустава) в сумме 63 800 руб.
22.06.2015г. Селезневу А.М. в Воронежской областной клинической больнице N1 проведена операция эндопротезирования правого тазобедренного сустава. Стоимость приобретения эндопротеза правого тазобедренного сустава бесцементной фиксации составила 142 000 руб.
Дело инициировано Селезневым А.М., предъявившим иск о взыскании с ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ расходов за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в сумме 142 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, обеспечив участие в деле своего представителя, поддержавшего исковые требования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, с ответчика взысканы расходы за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава в размере 100 980 руб.
В апелляционной жалобе ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение суда отменить, внести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считает, что выводы суда не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные Селезневым А.М. требования, исходил из того, что право истца на получение эндопротеза в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида возникло в 2014 году и не было реализовано ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, уполномоченным на тот момент приобретать эндопротезы или компенсировать их стоимость, что свидетельствовало о непредоставлении истцу гарантированной государством дополнительной меры социальной защиты инвалида, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требования о компенсации стоимости приобретенного средства технической реабилитации за счет ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Доводы ответчика о том, что расходы на приобретение эндопротеза истцом понесены 22.06.2015г., в этот же день ему проведена операция эндопротезирования правого тазобедренного сустава в медицинском учреждении БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N1", то есть после 01.01.2015г., и должна быть профинансирована в рамках оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 8 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В статье 11.1 Закона определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Государством в силу статьи 10 Закона инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30.12.2005г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (далее ТСР) и услуг, предоставляемых инвалиду.
Пунктом 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, в число технических средств реабилитации были включены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14).
Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014г. N 1776-р в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. N 2347-р, внесены изменения, которыми эндопротезы исключены из данного перечня.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.11.2014г. N 17-4/10/2-8639, обеспечение эндопротезами за счет средств социального страхования после 01.01.2015г. осуществляется гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации, наступило до 01.01.2015г.
Селезневу А.М., являющемуся инвалидом второй группы по общему заболеванию, с установлением группы инвалидности бессрочно, 13.11.2014г. ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N15 разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)" которой указана рекомендация о необходимости установки эндопротезов тазобедренного сустава в количестве 2 шт., согласно заключению ВК N1238 от 10.11.2014г., с установлением срока проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - бессрочно, исполнителем проведения данных мероприятий указан Фонд социального страхования ( л.д. 6,7).
С учетом изложенных норм права и установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку, гарантированные государством обязательства по социальной реабилитации инвалидов до 01.01.2015г., включающие в себя эндопротезирование, возникли перед истцом ранее этой даты, то они должны быть исполнены в том объеме и порядке, который был предусмотрен до внесения изменения в нормативные акты, регулирующие обеспечение инвалидов гарантированными государством мерами социальной реабилитации.
Судебная коллегия так же не может согласиться с доводами ответчика в части, указывающими на предъявление иска к ненадлежащему ответчику.
Так из искового заявления следует, что иск предъявлен к ГУ -Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Согласно материалам дела в суде при разрешении спора участвовал представитель надлежащего ответчика Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 06 апреля 2016 года по делу по иску Селезнева А.М. к ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании расходов за самостоятельно приобретенный эндопротез тазобедренного сустава оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.