Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Аняновой О.П., Щербаковой Ю.А.,
при секретаре Фироновой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации "Культурный Центр "Карусель"
по апелляционной жалобе Дукаревича А.Г., Дукаревич Е.А., Дукаревич М.В., Дукаревича А.А.
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 9 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения Дукаревича А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области - Шпаргалы М.Н. (по доверенности), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Автономная некоммерческая организация "Культурный Центр "Карусель" (далее АНО "КЦ "Карусель", организация) зарегистрирована 14.11.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области
11.09.2012 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области в связи с изменением адреса (места нахождения) организации - "адрес", принято решение о передаче учетного дела Автономной некоммерческой организации "Культурный Центр "Карусель" в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области.
Ссылаясь на наличие полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, Управление Минюста Российской Федерации по Белгородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации АНО "КЦ "Карусель" и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с допущением организацией грубых и неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в результате проведения внеплановой документарной проверки и государственного надзора.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии с пунктом 2.2. Устава Организация создана в целях: оказания услуг по организации и проведению культурно-массовых мероприятий для всех категорий и социальных слоев населения; оказания услуг по организации и проведению фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности населения; оказания услуг по проведению спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов; оказания услуг по проведению массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний согласно региональным и местным обычаям и традициям.
При осуществлении деятельности организация вправе (пункт 2.3. Устава): издавать и распространять литературу, аудио- и видео-материалы только для обеспечения деятельности организации; сотрудничать с благотворительными организациями и некоммерческими фондами; осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, участвовать в международных программах и соглашениях; заключать договоры, приобретать и арендовать имущество, вступать в иные гражданско-правовые отношения с юридическими и физическими лицами; создавать филиалы и открывать представительства организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Вопреки целям, указанным в Уставе, организация исполняет полномочия единоличного исполнительного органа в 91 юридическом лице (2 из них исключены из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), а также является учредителем или владельцем долей в уставном капитале в 197 юридических лицах (1 - прекратило деятельность при присоединении, 4 - исключены из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с различной территориальной принадлежностью (Белгородская область, г. Москва, г. Нижний Новгород, г. Воронеж, г. Курск, г. Ульяновск, Тульская область, Республика Крым, г. Симферополь, г. Ялта, Республика Башкортостан, г. Геогиевск Ставропольского края, г. Краснодар, Республика Адыгея, г. Брянск, Чеченская Республика, г. Чебоксары, г. Липецк, г. Мценск Орловской области, г. Орел и др.).
Деятельность данных организаций, по мнению истца, не соответствует целям деятельности Организации, что является нарушением пункта 5 статьи 123.24 ГК РФ, пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Кроме того, установленная форма отчетности или заявление и информация о продолжении деятельности в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Организацией за 2012-2014 гг. в Управление не представлялась.
В нарушение требований п. 3.2. ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 N 252 "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" сведения о размещении отчетов или сообщений о продолжении деятельности Организации за 2012- 2014гг. на Информационном портале Минюста России не содержатся.
Решением суда административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации "Культурный Центр "Карусель" удовлетворено.
Автономная некоммерческая организация "Культурный Центр "Карусель" ликвидирована с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1073600002629).
Установлен срок ликвидации - шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложены на учредителей Автономной некоммерческой организации "Культурный Центр "Карусель" Дукаревич А.Г., Дукаревич Е.А., Дукаревич М.В., Дукаревич А.А.
В апелляционной жалобе Дукаревич А.Г., Дукаревич Е.А., Дукаревич М.В., Дукаревич А.А. просят отменить решение суда как постановленное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Согласно пункту I статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. При этом согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 1.1 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом или его территориальным органом.
Основания для ликвидации юридического лица установлены в ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно п. 3-4 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае: осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ).
Судом установлено и не оспаривается апеллянтами, что по итогам внеплановой документарной проверки в отношении ответчика были выявлены следующие нарушения действующего законодательства.
Согласно письму УФНС России по Республике Крым по состоянию на 05.08.2015 Организация исполняет полномочия единоличного исполнительного органа в 91 юридическом лице (2 из них исключены из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), а также является учредителем или владельцем долей в уставном капитале в 197 юридических лицах (1 - прекратило деятельность при присоединении, 4 - исключены из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с различной территориальной принадлежностью (Белгородская область, г. Москва, г. Нижний Новгород, г. Воронеж, г. Курск, г. Ульяновск, Тульская область, Республика Крым, г. Симферополь, г. Ялта, Республика Башкортостан, г. Геогиевск Ставропольского края, г. Краснодар, Республика Адыгея, г. Брянск, Чеченская Республика, г. Чебоксары, г. Липецк, г. Мценск Орловской области, г. Орел и др.).
Так, организация исполняет полномочия единоличного исполнительного органа в следующих коммерческих организациях: ООО "СЕЛЬХОЗ-БЕЛОГОРЬЕ" -ИНН 3123339053, ООО "БИЗНЕС ПЛЮС" - ИНН 3126016950, ООО "КАДЕТ" - ИНН 3128006964, ООО "АВАНТАЖ- СТРОЙКОМПЛЕТ" - ИНН 3128057207, ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" - ИНН 3128065663, ООО "Металлкомплект" - ИНН 3128074724, ООО "ЭКСПЕРТ- СЕРВИС" - ИНН 3128074820, ООО "ЮНИКА" - ИНН 3128081009, ООО "СВАПЕР" - ИНН 3128088220, ООО "СТРОЙИНВЕСТ" - ИНН 3128090081, ООО "МАГНАТ" - ИНН 3615005619, ООО "УЮТ" - ИНН 3618004388, ООО "МАРГО" - ИНН 3618004885, ООО "РОССОШАНСКАЯ ПМК-4 "ВОДСТРОЙ" - ИНН 367017954, ООО "ГОРСТРОЙ" - ИНН 3662088838, ООО ПС "КОННЕКТ" - ИНН 3664066124, ООО "ПОРТАЛ" - ИНН 3665044878, ООО "СИЯНИЕ" - ИНН 3665085634, ООО "СЛАВЯНКА" - ИНН 3665097012, ООО "УНИМАРКЕТ-ВОРОНЕЖ" - ИНН 3666147668, ООО "АЛМАЗ" - ИНН 3666174414, ООО "СМР" - ИНН 3808230378, ООО "ОЛИМП-ДЕКОР" - ИНН 3849000415, ООО "ПК "КУРСОР" - ИНН 4632027364, ООО "ВИПТРЕЙД" - ИНН 4632111087, ООО "АВТОСТРОЙ" - ИНН 4632166304, ООО "ВОСХОД" - ИНН 4807006738, ООО "ЛИТА" - ИНН 4826049751, ООО "АГРОТРАНС" - ИНН 5703012841, ООО "СТРОЙПОСТАВКА" - ИНН 5725004604, ООО "Бизнес Плюс" - ИНН 5751051150, ООО "Новые Строительные Технологии" - ИНН 5752055284, ООО "РА "ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА" - ИНН 5753052568, ООО "ЦЕЛИНА" - ИНН 6167056650, ООО "РАНЧО СЕРВИС" - ИНН 6321247201, ООО "РВК УЛЬЯНОВСК" - ИНН 7326041340, ООО "МЕГА-СЕРВИС" - ИНН 7714610526, ООО "М-1" - ИНН 77338077976, ООО "КАСКАД" - ИНН 7802829155, ООО "ТАМПЕРЕ" - ИНН 7806443610, ООО УК "КОНКОРД" - ИНН 9102168009, ООО УК "ВЕСНА" - ИНН 9102168016, ООО УК "ЭКСЖО" - ИНН 9102168048, ООО УК "ТРАКТАТ" - ИНН 9102168070,ООО УК "ВИТЯЗЬ" - ИНН 9102168295, ООО УК "ОБЕРОН" - ИНН 9102168337, ООО "МАКРОС" - ИНН 9102168506, ООО "ИМПОСТ" - ИНН 9102168513, ООО УК "СТРЕЛА" - ИНН 9102168552, ООО УК "МИРАНДА" - ИНН 9102168577, ООО УК "НОВАТОР" - ИНН 9102168584, ООО УК "КАЛИБАН" - ИНН 9102168591, ООО УК "ФЕРДИНАНД" - ИНН 9102168640, ООО УК "СТАРТ" - ИНН9102168665, ООО УК "КРОНА" - ИНН 9102168707, ООО "ФОРЕСТ" - ИНН 9102168778, ООО УК "АНИКС" - ИНН 9102168785, ООО УК "СТЕФАНО" - ИНН 9102168873, ООО УК "ФРАНЦИСКО" - ИНН 9103066962, ООО "ОЗОН" - ИНН 9103066987, ООО "АИДА" - ИНН9103066994, ООО УК "ТИТАНИЯ" - ИНН 9103067003, ООО "СМАРТ" - ИНН 9103067010, ООО "ЭЛЬБРУС" - ИНН 9103067028, ООО ? "СТАФ" - ИНН 9103067042, ООО "АНГАРА" - ИНН 9103067050, ООО УК "НАРВИ" - ИНН 9103067067, ООО УК "МЕТОНА" - ИНН 9103067074, ООО УК "МАТРИЦА" - ИНН 9103067081, ООО УК "ОФЕЛИЯ" - ИНН 9103067099, ООО "ЛИБЕРТИ" - ИНН 9103067155, ООО УК "ЛИСИТЕЯ" - ИНН 9105011380, ООО УК "ТРИТОН" - ИНН 9105011398, ООО "ЭКМОС" - ИНН 9105011408, ООО "НЕКТИС" - ИНН 9105011415, ООО "ВОСХОД" - ИНН 9105011447, ООО "АТРИЙ" - ИНН 9105011454, ООО УК "ЭЛАРА" - ИНН 9105011461, ООО УК "ПРОТЕЙ" - ИНН 9105011479, ООО УК "ПЕСО" - ИНН 9105012521, ООО "УК "ХАРОН" - ИНН 9108106489, ООО УК "ГИДРА" - ИНН 9108106496, ООО УК "ФОБОС" - ИНН 9108106591, ООО УК "СТИКС" - ИНН 9108106601, ООО УК "КЕРБЕР" - ИНН 910810 6619, ООО УК "ФАРБАУТИ" - ИНН 9110010375, ООО УК "ГРЕЙП" - ИНН 9110010382, ООО УК "ЛЕДА" - ИНН 9110010390, ООО УК "ЭГИР" - ИНН 9110010400, ООО УК "ДАФНИС" - ИНН 9110010424.
Исполнение функций единоличного исполнительного органа в указанных коммерческих организациях является нарушением пункта 5 статьи 123.24 ГК РФ, пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях", поскольку данная деятельность не соответствует целям деятельности Организации. Кроме того, исходя из смысла подпункта 2 пункта 2 статьи 67.1 ГК РФ и подпункта 2 пункта 2.1 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" передача полномочий единоличного исполнительного органа общества возможна только другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.