Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ИРИНА" о признании недействующим пункта 1161 Приложения N3 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
установил:
ООО "ИРИНА" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1161 Приложения N3 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Петлинским П.В. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу по тем основаниям, что ООО "ИРИНА" оспаривает нормативное правовое положение, которое хотя формально и не отменено, но фактически не действует, вследствие чего не порождает правовых последствий и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод административного истца.
Представитель ООО "ИРИНА" по доверенности Галдина Е.В. оставляла решение по данному ходатайству на усмотрение суда.
Прокурор Слободин С.А. полагал ходатайство подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт отменен или пересмотрен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу приведенных норм в порядке административного судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" также разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
Проверяя доводы административного ответчика о прекращении действия нормативного правового акта в оспариваемой части, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято Постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление).
Данный акт с приложениями размещён на сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 декабря 2013 года, опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
В настоящее время Постановление действует в редакции постановления Правительства Москвы от 18 апреля 2016 года N 178-ПП.?
Постановлением утверждён в том числе Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение N3) (пункт 1.3 Постановления).
Постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2016 года N87-ПП в приложение N3 к Постановлению Правительства Москвы 11 декабря 2013 года N819-ПП внесен пункт 1161, которым поименован земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:101 по адресу: *.
На указанном участке находилось возведенное ООО "ИРИНА" трехэтажное складское строение площадью 1002 кв.м. В настоящее время указанное строение демонтировано, что подтверждается рапортом о результатах обследования объекта недвижимости от 28 апреля 2016 года N9112635, составленным Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В преамбуле Постановления указано, что оно принято в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Пункт 2.5 Постановления устанавливает, что Префектуры административных округов города Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Постановления обеспечивают с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, освобождение земельных участков, указанных в пункте 1.3 данного постановления, в том числе путем демонтажа конструкций, вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку.
Как указано выше, земельный участок, включённый в пункт 1161 Перечня, являющегося приложением N3 к Постановлению, в настоящее время освобождён путём демонтажа объекта, который располагался на данном земельном участке.
Таким образом, в оспариваемой части приложение N3 к Постановлению реализовано, что позволяет сделать вывод о том, что пункт 1161 приложения N3 к Постановлению в настоящее время фактически не действует, хотя формально и не отменён.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя повлечь не могут, вследствие чего такие акты не требуют их пресечения судом и не могут быть предметом судебной проверки.
Учитывая, что правовая норма, действие которой прекращено, не может служить основанием для возникновения прав и обязанностей, она не может нарушать и какие-либо права административного истца, следовательно, не может быть предметом проверки в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, целью которой является прекращение действия нормативного правового акта в будущем, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Суду не представлено доказательств нахождения на данном земельном участке какого-либо имущества (конструкций, строительных материалов), принадлежащего административному истцу, и от которого участок подлежит освобождению в установленном Постановлением порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 КАС РФ при прекращении производства по административному делу судом разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
При обращении в Московский городской суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта административным истцом ООО "ИРИНА" оплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей.
В соответствии со статьей 330.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 214 КАС РФ, суд
определил:
Производство по административному делу по административному иску ООО "ИРИНА" о признании недействующим пункта 1161 Приложения N3 к Постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Вернуть ООО "ИРИНА" государственную пошлину в размере 4 500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 3 от 07 апреля 2016 года.
На определение может быть подана через Московский городской суд частная жалоба в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Московского
городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.