22 июня 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Дегтеревой О.В.,
судей Пильгановой В.М., Рачиной К.А.
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе УСЗН ЗАО г. Москвы
на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2015 г., которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение Департамента социальной защиты населения г. Москвы от *** г. N *** об отказе в начислении и выплате Хасбулатовой Х.Х. социальных выплат на детей.
Решение суда является основанием для начисления и выплаты органами социальной защиты населения г. Москвы вышеуказанных пособий
установила:
Хасбулатова Х.Х. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента социальной защиты населения г. Москвы от *** г. N *** об отказе в начислении и выплате ей ежемесячных компенсационных выплат на детей. В обоснование предъявленных требований Хасбулатова Х.Х. указала, что с *** года проживает в г. Москве, является матерью-одиночкой, воспитывает четверых детей. При этом она, а также её несовершеннолетние дети Хасбулатов Д.В. (*** года рождения) и Тимхаева Л.В. (*** года рождения) зарегистрированы по месту пребывания в г. *** по адресу: ***, д. ***, кв. ***.
*** г. Хасбулатова Х.Х. обратилась в УСЗН района Ново - Переделкино г. Москвы с заявлением о назначении и выплате пособия на детей, на которое получила ответ от *** г. об отказе в назначении ежемесячных компенсационных выплат со ссылкой на положения Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в г. Москве", п. 2.8.5. Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата" в связи с отсутствием у нее и её детей (Хасбулатова Д.В. и Тимхаевой Л.В.) регистрации по месту жительства в г. Москве.
*** г. Хасбулатова Х.Х. направила жалобу в Департамент социальной защиты населения г. Москвы, на которую был получен ответ от *** г. об отказе в назначении и выплате пособий на детей.
Полагая, что её права, а также права её несовершеннолетних детей нарушены, Хасбулатова Х.Х. просила признать незаконным отказ в назначении и выплате пособий на детей.
В судебном заседании суда первой инстанции Хасбулатова Х.Х. заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УСЗН ЗАО г. Москвы на основании доверенности Поликевич Е.Б. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Хасбулатовой Х.Х.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя УСЗН ЗАО г. Москвы, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Департамента труда и социальной защиты г. Москвы, объяснения Хасбулатовой Х.Х., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на неё истца Хасбулатовой Х.Х., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" от 23 ноября 2005 г. N 60 право на меры социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Согласно ст. 2 указанного закона многодетная семья - это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующим образовательные программы - 18 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья Хасбулатовой Х.Х. является многодетной. Хасбулатова Х.Х. воспитывает четверых детей, младшему их которых (Хасбулатов Д.В.) на время возникновения спорных отношений исполнилось 3 года, среднему (Тимхаевой Л.В.) -14 лет. Кроме того, Тимхаева Л.В. является инвалидом, инвалидность установлена ребенку до *** г.
Заявитель, а также её дети Хасбулатов Д.В. и Тимхаева Л.В. проживают по адресу: г. ***, ***, д. ***, кв. ***, где они зарегистрированы по месту пребывания.
Из объяснений представителя УСЗН ЗАО г. Москвы, а также ответа ДСЗН г. Москвы следует, что в период с 2003 года по 2013 год органами социальной защиты принимались решения о назначении Хасбулатовой Х.Х. на детей (Магомеда, *** года рождения, Ахмеда, *** года рождения, Лайлу, *** года рождения, Дени, *** года рождения) ежемесячного пособия и ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных законодательством г. Москвы для многодетных семей и на ребенка одинокой матери. Указанные выплаты производились до 30 сентября 2014 г.
*** г. УСЗН района Ново - Переделкино г. Москвы, а *** г. и ДСЗН Москвы, ссылаясь на Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в г. Москве" и п. 2.8.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", отказали Хасбулатовой Х.Х. в назначении компенсационных выплат на детей по тому основанию, что её семья не имеет места жительства в г. *** (имеется регистрацию в ***).
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" действие данного закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учёта.
Статья 20 указанного закона предусматривает, что размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты устанавливаются Правительством Москвы.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП, денежные выплаты назначаются и предоставляются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, зарегистрированным органами регистрационного учёта по месту жительства в городе Москве.
Ежемесячные денежные выплаты устанавливаются при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель зарегистрированы по месту жительства в городе Москве (пункт 24 Положения в редакции, действовавшей до 12 декабря 2014 г.).
Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2014 г. N 756-ПП в указанное выше постановление внесены изменения, согласно которым пункт 24 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве был признан утратившим силу и одновременно Положение дополнено пунктом 24.1, согласно которому ежемесячные денежные выплаты устанавливаются при условии, что ребёнок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства в городе Москве.
В соответствии с пунктом 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", утверждённого постановлением Правительства г. Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП (в редакции, действовавшей до 12 декабря 2014 г.), в качестве заявителей могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также (усыновитель), опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных органами регистрационного учёта по месту жительства в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2014 г. N 756-ПП в постановление Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП внесены изменения и пункт 2.5 указанного выше административного регламента был изложен в следующей редакции: в качестве заявителей могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также усыновитель, опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Решением Московского городского суда от 1 апреля 2013 г. по делу N 3-0026/2013, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2013 г., признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП в части слов "зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве" и пункт 24 этого же положения, а также пункт 2.5 Административного регламента в части слов "зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве".
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предоставление мер социальной поддержки не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства в городе Москве. Регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен непосредственно судом.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Хасбулатовой Х.Х., суд исходил из того, что заявитель и её несовершеннолетние дети, имеющие регистрацию по месту пребывания по адресу: г. ***, ***, д. ***, кв. ***, фактически проживают по указанному адресу, что в силу ст. 20 ГК РФ является их местом жительства, семья Хасбулатовой Х.Х. была признана многодетной, с *** года до *** г. заявитель получала компенсационные выплаты, предусмотренные для многодетной семьи г. Москвы, и пришел к правильному выводу о том, что отказ в начислении и выплате ежемесячных компенсаций, предусмотренных для многодетных семей г. Москвы, является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, учитывая, что материалами дела подтверждено, что семья заявителя является многодетной и проживает в г. Москве.
Вместе с тем, в том числе и во избежание затруднений при исполнении принятого решения, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене с вынесением нового решения по делу с указанием о возложении на УСЗН ЗАО г. Москвы обязанностей по предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренных законом г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП "Об утверждении положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве", Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", поскольку именно на УСЗН ЗАО г. Москвы в данном случае возложена обязанность по предоставлению поименованных мер социальной поддержки, и именно отказ Управления, как пояснила Хасбулатова Х.Х. в суде апелляционной инстанции, а также следует из буквального прочтения искового заявления, она оспаривает. Департамент социальной защиты населения г. Москвы в силу Положения, регламентирующего его деятельность и утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы N 446-ПП от 27.09.2011 года разрешением данных вопросов непосредственно не занимается, кроме того, к участию в деле судом первой инстанции не привлечен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на дату рассмотрения были внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве", в Постановление Правительства Москвы от 03.07.2012 г. N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы", не могут являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку не влияют на выводы суда о месте жительства семьи заявителя.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ,
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконными действия УСЗН ЗАО г. Москвы по прекращению Хасбулатовой Х.Х. ежемесячных выплат, как лицу, имеющему право на получение мер социальной поддержки многодетным семьям и одиноким матерям.
Обязать УСЗН ЗАО г. Москвы возобновить выплату Хасбулатовой Х.Х. ежемесячных пособий как лицу, имеющему право на получение мер социальной поддержки многодетным семьям и одиноким матерям в соответствии с Законом г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП "Об утверждении положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве", Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.