Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.
при секретаре Добровольском П.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе М.Ш.Х. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований М.Ш.Х. к ФТС России об обязании произвести зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах Республики Узбекистан, включить в расчет пенсионного стажа выслуг лег для назначения пенсии периода прохождения службы в таможенных органах Республики Узбекистан, и назначении пенсии отказать.
установила:
М.Ш.Х. обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с иском к ФТС России, в котором просил обязать ответчика произвести зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах Республики Узбекистан с 2000 по 2012 год, включить в расчет пенсионного стажа выслуг лет для назначения пенсии периоды прохождения службы в таможенных органах Республики Узбекистан с 2000 по 2012 год, и назначить пенсию.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что с 2000 года по 2012 год проходил службу в таможенных органах Республики Узбекистан, и 16 июля 2012 года ему была назначена пенсия по выслуге лет, о чем имеется пенсионное удостоверение. В 2014 году М.Ш.Х. переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и получил гражданство России, выплата назначенной в Республике Узбекистан пенсии была прекращена. Истец полагает, что в связи с прекращением выплаты пенсии в Республике Узбекистан, ему должна быть назначена пенсия в Российской Федерации с учетом положений ч. 1 ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от13.03.1992 года, Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ и их семьям", абз. 6 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941. Федеральная таможенная служба отказывается назначить истцу пенсию по выслуге лет и зачесть в выслугу лет период службы в таможенных органах Республики Узбекистан.
Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 августа 2015 года настоящее дело передано для рассмотрения по подсудности в Дорогомиловский районный суд г. Москвы.
В судебное заседание истец М.Ш.Х. не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представители ответчика по доверенностям Савекин В.В. и Емшанова О.В. в судебное заседание явились, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец.
Истец М.Ш.Х. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей ответчика по доверенностям Савекина В.В. и Емшанову О.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, М.Ш.Х. Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан 16 июля 2012 года назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается Удостоверением N 1582.
М.Ш.Х. на службе в таможенных органах Российской Федерации, организациях и учреждениях ФТС России не состоял, является гражданином Российской Федерации, что следует из содержания искового заявления, текста доверенности, возражений ответчика.
Из сообщения Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 15 октября 2014 года следует, что выплата назначенной М.Ш.Х. пенсии была прекращена в связи с его выездом за пределы Республики Узбекистан. Отказывая в возобновлении выплаты пенсии, истцу для рассмотрения вопроса о признании предыдущей пенсии или назначения приравненной пенсии рекомендовано обратиться в соответствующие органы местной власти по месту постоянного проживания.
Сообщением главного финансово-экономического управления ФТС России от 17 ноября 2014 года М.Ш.Х. разъяснено, что принятие решения о продолжении выплаты пенсии, назначенной ГТК Республики Узбекистан, относится исключительно к компетенции органов исполнительной власти Республики Узбекистан. Однако в связи с принятием гражданства Российской Федерации истцу может быть назначена трудовая пенсия по старости при соблюдении установленных Федеральным Законом условий.
В соответствии с п.1 ст.50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, установлены ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:
а) исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы):
в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;
указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей";
б) время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания;
в) время работы в органах и центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти;
г) время работы в органах и центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации в качестве руководителей и инспекторов по профилю работы указанного федерального органа исполнительной власти;
д) время работы (службы) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям";
е) время работы в качестве судьи;
ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев;
з) иные периоды работы, кроме вышеперечисленных, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (зачисленным в таможенные органы до 1 сентября 1997 г.);
и) время службы (работы), исчисленное на день поступления на службу в таможенные органы Российской Федерации:
для назначения пенсий военнослужащим, проходившим до 1 апреля 2014 г. военную службу по контракту и по призыву в органах военного управления и воинских формированиях на территориях Республики Крым и г. Севастополя, сотрудникам правоохранительных органов, имевшим специальные звания, работникам органов прокуратуры, замещавшим до 1 апреля 2014 г. должности в указанных органах на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
для выплаты надбавки за выслугу лет (стаж службы) сотрудникам таможенных органов, имевшим специальные звания, и работникам судов, замещавшим до 1 апреля 2014 г. должности в указанных органах и судах на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно ст.ст. 1, 2 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение) пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением. До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.
В соответствии с п. 2 ст. 9 вышеуказанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Разрешая спор, суд полно и всесторонне проверил доводы истца, оценил представленные по делу доказательства, и учитывая требования закона, пришел к обоснованному выводу о том, что требования М.Ш.Х. удовлетворению не подлежат, поскольку в период с 2000 г по 2012 г истец проходил службу в таможенных органах Республики Узбекистан, на службе в таможенных органах Российской Федерации не состоял, специального соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов - участников СНГ и взаимного зачета выслуги лет службы в таможенных органах не заключалось.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а выводы соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного решения суда. Нарушений процессуальных норм влекущих отмену судебного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Ш.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.