Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Дегтеревой О.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области
на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 года, которым постановлено:
Иск * к военному комиссариату Московской области о взыскании суммы удержанной пенсии, обязании возобновления выплаты пенсии за выслугу лет, - удовлетворить.
Взыскать с военного комиссариата Московской области в пользу * сумму удержанного пенсионного обеспечения в размере * руб. 92 коп.
Обязать военный комиссариат Московской области возобновить * выплату пенсии за выслугу лет с 01 сентября 2015 года.
установила:
З*О.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области, ссылаясь на то, что ответчиком была приостановлена выплаты ему пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ в связи с его (истца) поступлением на службу в таможенные органы, однако, как указывает З*О.В., служба в таможенных органах относится к иному виду государственной службы, поступление на которую не приостанавливает выплату пенсии по выслуге лет, в связи с чем просил взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере * руб. 92 коп.(сумма пенсии * руб.98 коп. х 4 - количество месяцев с момента приостановления выплаты пенсии по 31.08.2015 г.), обязать ответчика возобновить ему выплату пенсии с 01.09.2015 г.
В судебном заседании представитель *О.В. исковые требования поддержал, представитель Военного комиссариата Московской области иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Военный комиссариат Московской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя Военного комиссариата Московской области - Н* А.Н., представителя З*О.В. - Ч* Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения и отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего:
Как установлено судом и следует из материалов дела, З* О.В. с 08.06.2010 г. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
01.04.2015 г. З*О.В. поступил на службу в таможенные органы РФ, о чем сообщил в органы, осуществляющие его пенсионное обеспечение по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ, 02.04.2015 г., представив выписку из приказа N * от 01.04.2015 г. в военный комиссариат Московской области по г.Б*,Р* и Б* района.
Военный комиссариат Московской области с 01.05.2015 г. приостановил выплату пенсионного обеспечения истцу, также сообщил истцу о выявленной переплате пенсии за выслугу лет в размере *** руб.98 коп. за период с 01.04.2015 г. по 30.04.2015 г.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба; служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, то есть относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы; служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ N 4468-1, а выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу, в связи с чем выплата пенсии за выслугу лет истцу в соответствии со ст. 6 Закона РФ N 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.03.2004 г. N 6-П признал положение части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, не противоречащим Конституции Российской Федерации.
В Постановлении от 18.03.2004 г. N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу) производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу (в редакции норм права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции), только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде первой инстанции) обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) иной/правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В Постановлении от 18.03.2004 г. N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или иную, в том числе, правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2004 года N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 года N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; при этом к военнослужащим в целях вышеназванного Федерального закона относятся, как следует из его статьи 2, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Для сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и имеющих специальные звания, помимо единого порядка и общих правил (условий) пенсионного обеспечения установлена и единая система социальных гарантий, охватывающая, в частности, отношения, связанные с обеспечением их денежным довольствием, пособиями и другими денежными выплатами в связи с прохождением службы, обеспечением жилыми помещениями, страховыми гарантиями и выплатами в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, медицинским обеспечением сотрудников (Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), во многом аналогичная той, что предусмотрена соответствующими законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 мотивировочной части Постановления от 18.03.2004 г. N 6-П указал, что Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных органах. Так, федеральными законами от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44) и от 21.07.1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.2003 года N 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в данных органах.
Таким образом, приведенные выше в оспариваемом решении суда выводы нельзя признать законными и обоснованными, поскольку из указанных норм действующего законодательства следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции надлежит отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований З*к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств, обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.