Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Грибова Д.В.
и судей Катковой Г.В., Матлахова А.С.,
при секретаре Матлиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Матлахова А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Сидорова А.В. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 09 июля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Сидорова А. В. к ООО "Центр онлайн бронирования" о взыскании денежных средств в связи с нарушением прав потребителя отказать,
установила:
Сидоров А.В. обратился в суд с иском к ООО "Центр онлайн бронирования" о взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в сумме . руб., стоимости авиабилетов в сумме . руб., а также расходов на услуги такси в сумме . руб., оплату гостиницы в сумме . руб., междугороднюю телефонную связь в сумме . руб. и компенсации морального вреда в размере . руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно ваучеру для заезда NА 15667 от 01.12.2014 ООО "Центр онлайн бронирования" забронировал Сидорову А.В. туристическую услугу по размещению в двухместном однокомнатном номере категории "Стандарт" с трехразовым питанием и лечением в санатории "Белорусочка", расположенном в Минской области Республики Беларусь, на период с 01.01.2015 по 09.01.2015.
Непосредственным исполнителем услуги по размещению в санатории является СКУП "Белпрофсоюзкурорт". За услугу истцом оплачено . руб. По прибытии в санаторий 01.01.2015 в день заселения примерно в 23 часа 00 минут выяснилось, что отдел маркетинга санатория "Белорусочка", в обязанности сотрудников которого входит регистрация вновь прибывших на отдых и их заселение, работает с 08 часов 30 минут до 19 часов 00 минут, а потому для ночлега истец был вынужден подобрать номер в гостинице "Экспресс", куда вынужден был добираться на такси, а для поиска гостиницы потратиться на междугороднюю телефонную связь.
Утром 02.01.2015, прибыв в санаторий "Белорусочка", истец принял решение о расторжении договора, уплаченные за туристическую услугу денежные средства ему были возвращены. Вместе с тем, по мнению истца, поскольку ответчик не предоставил ему всей необходимой информации о правилах заселения в санаторий, ООО "Центр онлайн бронирования" должно возместить ему расходы на авиаперелет, расходы на размещение в гостинице, оплату услуг такси и телефонные переговоры, а также компенсацию морального вреда за испорченные новогодние праздники.
Суд первой инстанции постановил вышеназванное решение, об отмене которого просит истец Сидоров А.В. по доводам апелляционной жалобы, поддержанной им в заседании суда апелляционной инстанции.
Представитель ответчика ООО "Центр онлайн бронирования" по доверенности Никитина Е.А. в заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения жалобы возражала.
Иные участники по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, руководствуясь ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела требования норм действующего законодательства судом первой инстанции соблюдены не были.
Судом первой инстанции установлено, что согласно ваучеру для заезда N А15667 от 01.12.2014 туристам Сидорову А.В. и Сидоровой A.M. ответчиком была забронирована туристическая услуга по размещению в двухместном однокомнатном номере категории "Стандарт" с трехразовым питанием и лечением в санатории "Белорусочка", расположенном в Минской области Республики Беларусь, на период с 01.01.2015 по 09.01.2015. Непосредственным исполнителем услуги по размещению в санатории является СКУП "Белпрофсоюзкурорт". За услугу Сидоровым А.В. оплачено . руб.
В санатории "Белорусочка" установлен расчетный час: время заезда - 08 часов 00 минут утра по местному времени, время выезда - 20 часов 00 минут вечера по местному времени. Указанная информация размещена в ваучере для заезда N А15667 от 01.12.2014, выданном туристам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Сидоров А.В. в одностороннем порядке изменил время своего заезда в санаторий, не уведомив об этом исполнителя, при этом, приобретая авиабилеты за 30 дней до заезда, располагал сведениями о времени своего прибытия в аэропорт г. Минска, однако не изменил договорного условия о времени заезда.
Суд также указал, что истец не был лишен возможности заселиться в санаторий "Белорусочка" как в день своего позднего заезда 01.01.2015, так и на следующий день - 02.01.2015, при обращении к сотруднику санатория.
Оснований согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.9 названного Федерального закона, туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
В силу ст.17.4 данного Федерального закона, существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:
- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- общая цена туристского продукта в рублях;
- информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
То обстоятельство, что истец Сидоров А.В. прибыл в санаторий "Белорусочка" позднее расчётного часа, не является основанием для отказа в предоставлении ему предусмотренных договором туристских услуг.
Ответ директора СКУП "Белпрофсоюзкурорт" о том, что согласно регламенту работы, регулирующему порядок приема и оформления отдыхающих в санатории "Белорусочка", прием, оформление и расселение отдыхающих по номерам корпусов, с 08 часов 30 минут до 19 часов 00 минут, проводят работники маркетинга санатория, а с 19 часов 00 минут до 08 часов 30 минут - постовая медсестра корпуса N 3, а также сведения, содержащиеся в информационным листке, размещенным в санатории, о том, что "регистрация вновь прибывших на отдых осуществляется в корпусе N 2 с 08 часов 30 минут до 19 часов 00 минут, отдыхающим прибывшим в остальное время следует обращаться на пост охраны, откуда прибывшие препровождаются в корпус N 2, к работникам маркетинга для заселения" были представлены в материалы гражданского дела в процессе рассмотрения спора по существу.
Доказательств того, что истец Сидоров А.В. был ознакомлен с данной информацией в момент заключения договора с ответчиком, материалы дела не содержат.
Кроме того, приведенные сведения объективно свидетельствуют о том, что заселение в санаторий "Белорусочка" согласно установленному порядку производится круглосуточно, а не только в расчетный час (8:00), а потому тот факт, что истец прибыл в него позднее указанного времени само по себе не могло являться основанием для отказа в иске.
По смыслу норм действующего гражданского законодательства, отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на лице, осуществляющем продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Приведенные в исковом заявлении доводы о том, что истцу не были надлежащим образом оказаны услуги в соответствии с заключенным договором, ответчиком не опровергнуты.
Сведения, указанные в представленном в материалах письме СКУП "Белпрофсоюзкурорт" с приложенным объяснением работника охраны данной организации, доводов искового заявления также не опровергают, поскольку исходят от заинтересованного лица, привлечённого к участию в деле, и объективно ничем не подтверждены, так как письменные объяснения сотрудника охраны Криволапова В.И. о том, что непосредственно к нему Сидоров А.В. и Сидорова А.М. по вопросу заселения 01.01.2015 не обращались, в силу ст.55 ГПК РФ, надлежащим доказательством не являются.
С учетом указанных обстоятельств, на основании совокупности представленных истцом доказательств, судебная коллегия находит установленным факт ненадлежащего исполнения ООО "Центр онлайн бронирования" обязательств по договору о реализации туристского продукта, в связи с чем Сидоров А.В., исходя из положений ст.6, 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.
К возражениям представителя ответчика относительно того, что ООО "Центр онлайн бронирования" в рассматриваемых правоотношениях не является туроператором, а потому не может быть привлечено к ответственности в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ, судебная коллегия относится критически.
Согласно ст.1 названного Федерального закона, туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; туроператорской деятельностью признается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом; формированием туристского продукта является деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Из материалов дела, и в частности из представленного ваучера, следует, что туристами в лице Сидорова А.В. и Сидоровой А.М. был заказан комплекс услуг по проживанию в период с 01.01.2015 по 09.10.2015 в санатории "Белорусочка", с трёхразовым питанием и лечением. Данные услуги истцом были оплачены посредством перечисления денежных средств ООО "Центр онлайн бронирования".
В соответствии с пунктом 6.2 заключенного сторонами договора исполнитель (ООО "Центр онлайн бронирования") несет ответственность за качество и своевременности предоставляемых услуг при выполнении заказчиком установленных правил и требований (л.д.13).
Согласно пункту 37 выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Центр онлайн бронирования", основным видом деятельности ответчика является организация комплексного туристического обслуживания (л.д.122).
При таких обстоятельствах, ООО "Центр онлайн бронирования" является туроператором в понимании положений Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, а потому должно нести ответственность за ненадлежащее оказание услуг по договору, заключенному с Сидоровым А.В.
Проверив представленный истцом расчет неустойки (л.д.57), судебная коллегия признает его правильным и арифметически верным, в связи с чем приходит к выводу об обоснованности исковых требований в данной части, необходимости их удовлетворения и взыскании с ООО "Центр онлайн бронирования" в пользу Сидорова А.В. на основании ст.31 Закона РФ "О защите прав потребителей" денежных средств в сумме . руб.
Кроме того, с ООО "Центр онлайн бронирования" в пользу Сидорова А.В. надлежит взыскать убытки, понесенные истцом в связи с приобретением им авиабилетов, с учетом частичного возврата их стоимости авиакомпанией (л.д.101), в размере .руб. (. руб. + . руб.), вынужденные расходы по оплате услуг такси 01.01.2015 и проживания в гостинице в ночь с 01.01.2015 по 02.01.2015 в связи с неудачной попыткой заселения в санаторий "Белорусочка" в размере . руб. и . руб. соответственно.
В удовлетворении требований о взыскании расходов по оплате услуг междугородней связи в размере . руб. судебная коллегия полагает необходимым отказать, поскольку приходит к выводу о недоказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика по ненадлежащему оказанию туристских услуг и необходимостью несения данных расходов истцом.
В силу ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание факт возврата ответчиком истцу уплаченных по договору денежных средств до момента обращения с иском в суд, а также исходя из принципов справедливости, соразмерности и разумности, размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ООО "Центр онлайн бронирования" в пользу Сидорова А.В., должен быть определен в сумме . руб.
Кроме того, в соответствии со ст.98, 101 ГПК РФ, с ООО "Центр онлайн бронирования" в бюджет г. Москвы подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований, в сумме . руб. (. руб. + . руб.).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 09 июля 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Сидорова А.В. к ООО "Центр онлайн бронирования" удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Центр онлайн бронирования" в пользу Сидорова А. В. неустойку в размере . руб., стоимость авиабилетов в размере . руб., расходы, связанные с оплатой гостиничных услуг, в размере . руб., и услуг такси, в размере . руб., компенсацию морального вреда в сумме . руб., а всего - в сумме . (.) руб. . коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "Центр онлайн бронирования" в бюджет г. Москвы государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований в сумме . (.) руб. . коп.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.