Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.,
судей Лобовой Л.В., Зыбелевой Т.Д.
при секретаре Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе К.Р.М. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска К.Р.М. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 4 по г.Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.
установила:
Истец К.Р.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного Фонда N 4 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, по основаниям пп. 4 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и просила обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда период работы с 10.07.1978 г по 09.10.1978 г в должности ученицы мотальщицы на ткацко-отделочной фабрике "Свет", с 27.12.1979 г по 22.04.1980 г в должности ученицы ткачихи на ткацко-отделочной фабрике "Свет", с 20.05.1994 г по 12.07.1999 г в должности ткачихи на ткацко-отделочной фабрике "Свет".
В судебном заседании представитель истца Чужанов К.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Епифанова М.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления, заслушав объяснения представителя истца по доверенности Чужанова К.Л., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности Епифанову М.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышлености на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
В силу п.2 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, К.Р.М., *** года рождения, 29.11.2013 г обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 4 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости по названному основанию истцу пенсионными органами было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом, в специальный стаж К.Р.М. пенсионными органами включено 14 лет 03 месяцев 4 дня, в подсчет специального стажа истца не были включены периоды работы на ткацко-отделочной фабрике "Свет" с 10.07.1978 г по 09.10.1978 г в должности ученицы мотальщицы, с 27.12.1979 г по 22.04.1980 г в должности ученицы ткачихи, так как время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые предусмотрены Списками, в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается; с 20.05.1994 г по 12.07.1999 г в должности ткачихи, так как нет подтверждения полной занятости в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Истец претендовала на включение указанных периодов в подсчет ее специального стажа, также просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости женщинам, занятым в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью применяется Список производств и профессий текстильной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01 марта 1992 г N 130.
Данным списком предусмотрены наименования профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на досрочную пенсию. К числу данных профессий относятся ткачихи, операторы мотального оборудования, кроме высокоавтоматизированного (автоматы типа "Мурата" и аналогичные им).
При этом, пп. "в" п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г N 537 предусмотрено, что выремя выполнявшихся до 01 марта 1992 г работ, предусмотренных Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1968 г N 1021, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце 1 указанного подпункта.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из трудовой книжки истца, с 10.07.1978 г по 09.10.1978 г в должности ученицы мотальщицы, с 27.12.1979 г по 22.04.1980 г работала в должности ученицы ткачихи, с 20.05.1994 г по 12.07.1999 г - в должности ткачихи ткацко-отделочной фабрики "Свет".
Исходя из указанного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что условия работы истца в период с 10.07.1978 г по 09.10.1978 г в должности ученицы мотальщицы, с 27.12.1979 г по 22.04.1980 г в должности ученицы ткачихи не соответствуют списку производств, профессий и должностей текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 г N 130.
С данным выводом судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
При этом, судебная коллегия считает необходимым указать, что в соответствии с п.8 постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (в редакции от 01.10.1999) период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей.
Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что профессии ткачихи, мотальщицы прямо предусмотрены Списком производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на досрочную пенсию, спорные периоды с 10.07.1978 г по 09.10.1978 г, с 27.12.1979 г по 22.04.1980 г не подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Отказывая К.Р.М. в удовлетворении требования о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда периода работы в должности ткачихи с 20.05.1994 г по 12.07.1999 г, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют доказательства, подтверждающие исполнение должностных обязанностей в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку данный вывод основан на положениях законодательства, исследованных судом доказательствах.
В силу п.5 постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В п.3 Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 15.05.1991 г N 1-57-У "О порядке применения Списков N1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г N 10, также установлено право на пенсию на льготных условиях только для работников, занятых выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и N 2 в течение полного рабочего дня.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца об оспаривании судебного решения направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
Исходя из изложенного, поскольку у истца на момент обращения в пенсионные органы отсутствовал необходимый стаж на соответствующих видах работ, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.4 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии.
Судебная коллегия также отмечает, что указанные истцом в своей апелляционной жалобе доводы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты. Соответственно, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328,329,330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда г.Москвы от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.