Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Пашкевич А.М.,
судей Кирсановой В.А., Малыхиной Н.В.,
при секретаре Пугачевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирсановой В.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 марта 2016 года, которым постановлено:
Запретить ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" эксплуатацию судна - причального комплекса с вертолетной площадкой идентификационный N***, регистровый номер *** до получения всех документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ, в том числе документов Российского Речного Регистра, разрешающих эксплуатацию судна, а также свидетельства различных видов страхования гражданской ответственности, судового свидетельства от управлении безопасностью, документа о соответствии системы управления безопасностью и нанесения названия судна на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна, нанесения идентификационного номера судна выше названия судна.
Установила:
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте обратился в суд с иском к "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" о запрете эксплуатации судна. В обоснование требований указано, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка судна - причального комплекса с вертолетной площадкой "***",идентификационный номер судна ***, расположенного по адресу: ***, судовладельцем которого является ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки". Проверкой установлены нарушения закона, препятствующие эксплуатации судна. Наименование и идентификационный номер на судно не нанесены.
В нарушение положений ст. КААТ РФ и п.24 Правил на судне на момент проверки отсутствовали свидетельство о классификации, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, судовое санитарное свидетельство, единая книга осмотра судна, разрешение на судовую радиостанцию, свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна, мерительное свидетельство. По данным ФАУ "Российский Речной Регистр" судно не имеет действующих судовых документов на годность к плаванию по внутренним водным путям и не может эксплуатироваться на законном основании. В базе данных единой информационной системы Регистра отсутствуют сведения о судне с названием "***", судовладельцем которого является ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ МУЗЫКИ". За указанным судовладельцем в базе данных имеются сведения о судне с названием "***", регистровый номер ***. Проверкой установлено, что ответчиком принято решение о переименовании судна, в связи с чем внесены изменения в документы Регистра. Судно предъявлено 10.11.2015 г. к внеочередному освидетельствованию в целях постановки на классификационный учет в связи с изменением дислокации судна. По результатам освидетельствования судно поставлено на классификационный учет в Московском филиале Регистра, при этом Регистром было выставлено требование о необходимости предъявления судна к ежегодному освидетельствованию. На дату внеочередного освидетельствования и до настоящего времени судно не имеет действующих судовых документов.
При проведении проверки не были предъявлены свидетельства различных видов страхования гражданской ответственности, судовое свидетельство об управлении безопасностью, документ о соответствии системы управления безопасностью.
Истец указал, что установленное ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ МУЗЫКИ" по адресу: ***, судно-причальный комплексе вертолетной площадкой ***, регистровый номер *** не удовлетворяет требованиям безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан . Истец просил суд запретить ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" эксплуатацию судна до получения всех документов, предусмотренных ст.14 КВВТ, в том числе документов Российского Речного Регистра, разрешающих эксплуатацию судна, а также свидетельства различных видов страхования гражданской ответственности, судового свидетельства об управлении безопасностью, документа о соответствии системы управления безопасностью и нанесения названия судна на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна, нанесения идентификационного номера судна выше названия судна.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещался надлежащим образом неоднократно по последнему известному суду адресу. Суд на основании ст.ст. 118, 119, 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" по доверенности Романова В.П., представителя истца помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Гординой Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка судна - причального комплекса с вертолетной площадкой "***", идентификационный номер судна ***, расположенного по адресу: ***. Судовладельцем согласно свидетельству о праве собственности на судно серии *** от 01.04.2015 г. является ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки".
По данным ФАУ "Российский Речной Регистр" судно не имеет действующих судовых документов на годность к плаванию по внутренним водным путям и не может эксплуатироваться на законном основании.
В базе данных единой информационной системы Регистра отсутствуют сведения о судне с названием "***", судовладельцем которого является ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки". За указанным судовладельцем в базе данных имеются сведения о судне с названием "***", регистровый номер ***.
ш
Проверкой установлено, что ответчиком принято решение о переименовании судна, в связи с чем внесены изменения в документы Регистра. Судно предъявлено 10.11.2015 г. к внеочередному освидетельствованию в целях постановки на классификационный учет в связи с изменением дислокации судна. По результатам освидетельствования судно поставлено на классификационный учет в Московском филиале Регистра, при этом Регистром было выставлено требование о необходимости предъявления судна к ежегодному освидетельствованию. На дату внеочередного освидетельствования и до настоящего времени судно не имеет действующих судовых документов.
[Я
В соответствии с п. 2.15.2 Правил освидетельствования судов в эксплуатации Р.035-2010, утвержденных Приказом Регистра от 02.07.2010 г., к судовым документам, подтверждающим выполнение требований Правил Регистра, относится, в том числе, свидетельство о классификации (формы РР-1.0, РР-1.10, РР-1.11). Свидетельство о классификации формы РР-1.27, предъявленное ответчиком, используется и выдается Регистром для государственной регистрации судна в целях реализации требований п. 40 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144. Указанный документ прикладывается к заявлению для государственной регистрации судна и прав на него в Государственном судовом реестре РФ.
Свидетельство формы РР-1.27, в соответствии со своим содержанием, не является документом, подтверждающим соответствие судна требованиям Правил Регистра и не присваивает судну класс. При условии выполнения требований акта освидетельствования, данный документ предполагает присвоение судну класса, характеризующего особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра исходя их требований к безопасности.
Судном, в силу ст.3 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ, признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Согласно статьи 13 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ, каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
Пунктом 1 ст. 14 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ установлен перечень документов, которые должны находиться на судах, подлежащих регистрации. В состав данного перечня включены: 1) свидетельство о праве собственности на судно; 2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; 3) свидетельство о годности судна к плаванию; 4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; 5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 6) судовое санитарное свидетельство; 7) единая книга осмотра судна; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; 9) разрешение на судовую радиостанцию; 10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна; 11) свидетельство о классификации; 12) мерительное свидетельство.
В соответствии с п. 24 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003), в соответствии со статьей 14 КВВТ на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:
- свидетельство о праве собственности на судно;
- свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
- свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
- список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
- судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
- судовое санитарное свидетельство;
- единая книга осмотра судна;
- свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
- лицензия судовой радиостанции;
- свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
В соответствии с п. 216 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.
Согласно п. 1.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 03 января 1973 года N 2 эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТов.
Данными Правилами определены характеристики и техническое состояние судна и всех его элементов, которые должны соответствовать утвержденным проектам и документам, выданным Речным Регистром, удовлетворять требованиям правил Речного Регистра, Правил плавания по внутренним судоходным путям, правил перевозки отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций, санитарных правил для речных и озерных судов, Правил техники безопасности и производственной санитарии на судах речного флота, Правил пожарной безопасности на речном транспорте, Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на речных судах.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.
Подтверждено, что при проведении проверки ответчиком не были предъявлены свидетельства различных видов страхования гражданской ответственности, судовое свидетельство об управлении безопасностью, документ о соответствии системы управления безопасностью, также на судно не были нанесены наименование и идентификационный номер.
Удовлетворяя требования о запрете эксплуатации судна, суд пришел к верному выводу что, установленное ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ МУЗЫКИ" по адресу: ***, судно - причальный комплекс с вертолетной площадкой ***, регистровый номер *** не удовлетворяет требованиям безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что данные выводы основаны на материалах дела, анализе представленных сторонами письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Несогласие заявителя с данными выводами суда направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, что не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку правом оценки доказательств наделен суд в соответствии с процессуальным законом.
Доводы жалобы о наличии у ответчика необходимых документов не подтверждены материалами дела и представленными ответчиком документальными доказательствами, поскольку на момент проверки предусмотренных законом документы у ответчика в нарушение закона отсутствовали. Выводы суда о запрете эксплуатации суда до получения документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ и из Российского Речного Регистра соответствует требованиям закона.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
Определила:
Решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ХЕЛИПОРТ-ДОМ Музыки" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.