06 июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Расторгуевой Н.С.,
судей Пашкевич А.М. и Шерстняковой Л.Б.,
при секретаре Зориной И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Расторгуевой Н.С.,
дело по апелляционной жалобе Лариной Т.А. на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 18 января 2016 года, в редакции определения Кунцевского районного суда г.Москвы от 15 марта 2016 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления Лариной Татьяны Альбертовны о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в уклонении от издания распоряжения о предоставлении семье заявителя субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, признании требований ДГИ г.Москвы в письме от _ года незаконным, обязании издать распоряжение о предоставлении её семье субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий без истребования дополнительных документов, отказать,
установила:
Ларина Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы (далее ДГИ г.Москвы) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от издания распоряжения о предоставлении семье заявителя субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, признании требований ДГИ г.Москвы в письме от _ года незаконными, обязании издать распоряжение о предоставлении семье заявителя субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий без истребования дополнительных документов. В обоснование заявленных требований истец указала, что в январе _. года в Управление ДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО ею было подано заявление с приложением необходимого перечня документов о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. В период с _ года по _ года Управление ДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО, неоднократно отказывая в рассмотрении заявления по существу, истребовал у истца документы личного и жилищного характера в отношении лиц, не имеющих отношения к членам семьи истца. Решениями Кунцевского районного суда г.Москвы от 10.12.2013 года и от 14.10.2014 года, а также апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.04.2014 года требования УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО о предоставлении дополнительных документов были признаны незаконными, в связи с чем суд обязал УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО рассмотреть заявление истца о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья на основании ранее представленных документов. Однако после вступления в законную силу указанных выше судебных актов, Управлением ДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО так и не было рассмотрено по существу заявление истца о предоставлении субсидии, что подтверждается приложенными к иску письмами ДЖПиЖФ г.Москвы и его правопреемника ДГИ г.Москвы.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Ларина Т.А. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы З. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Ларина Т.А. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом путем вручения судебного извещения 31.05.2016 года Лариной Т.А. и 21.06.2016 года представителю ДГИ г.Москвы Захарову А.А., истцом Лариной Т.А. было подано ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое судебной коллегией отклонено ввиду непредставления доказательств уважительности причин неявки, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что 29 октября 1998 года распоряжением N 728-рж Главы Районной Управы района "Крылатское" ЗАО г.Москвы Ларина Т.А. в составе семьи из двух человек: она и дочь Ларина М.С., _ года рождения, постоянно зарегистрированные на муниципальной площади в комнате размером 11,3 кв.м (общей площадью 18,5 кв.м) коммунальной квартиры по адресу: _, была постановлена на учет для получения жилой площади по договору коммерческого найма на общих основаниях.
Решением ОЖК от 24.12.1998 года очередь Лариной Т.А. в составе семьи из двух человек была переведена в очередь на получение жилой площади по договору социального найма на общих основаниях.
17 декабря 2010 года Ларина Т.А. обратилась в УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО с заявлением о предоставлении на семью из трех человек: она, дочь Л., _ года рождения, и дочь Ф., _ года рождения, субсидии для приобретения жилья в дополнение к занимаемой площади и со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Префекта ЗАО г.Москвы от 18.01.2011 года N 14-РПЖ Ларина Т.А. в составе семьи из трех человек: она, дочь Л., .. года рождения, дочь Ф., _ года рождения, была принята на учет на получение субсидии на строительство или приобретение жилища с учетом занимаемой площади.
Согласно свидетельству о перемене имени, Ларина Т.А. переменила отчество на "А", о чем .. января .. года Кунцевским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись акта о перемене имени N _.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования Лариной Т.А. об обязании ДГИ г.Москвы издать распоряжение о предоставлении семье заявителя субсидии на строительство или приобретение жилья удовлетворению не подлежат, поскольку согласно представленным ДГИ г.Москвы документам, имеются очередники более ранних годов постановки на учет по улучшению жилищных условий, подавшие заявление о предоставлении субсидии ранее Лариной Т.А.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также исходил из того, что при отсутствии принятого уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения по вопросу предоставления Лариной Т.А. субсидии, этот вопрос по существу судом разрешен быть не может, так как иное означало бы подмену решения компетентного органа решением суда, что действующим законодательством не допускается.
Между тем, с выводами суда нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений очередникам города Москвы регулируется Законом г.Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В силу ч.1 ст.31 Закона г.Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
На основании ч.1 ст.32 Закона г.Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст.12 указанного выше Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом первой инстанции неправильно установлены фактические обстоятельства дела, что привело к неверному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Лариной Т.А. о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г.Москвы по рассмотрению заявления истца о предоставлении субсидии.
Как усматривается из материалов дела, решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 10.12.2013 года в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.04.2014 года, которым решение суда было изменено, было признано незаконным истребование у Лариной Т.А. документов личного характера в отношении Ф., изложенное в письменном ответе УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО от _г. N _, с обязанием ДЖПиЖФ г.Москвы рассмотреть заявление Лариной Т.А. от 19.03.2013 года по представленным ранее документам.
Письмом заместителя начальника УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО N _ от .. года Лариной Т.А. было сообщено о необходимости срочно до _ года обратиться в УДЖПиЖФ г.Москвы для подтверждения согласия на получение субсидии в _ года, представив свидетельство о браке старшей дочери, документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности мужа старшей дочери, паспорта, свидетельство о рождении младшей дочери, технический паспорт на жилой дом по адресу: _, а также апелляционное определение, вступившее в законную силу.
Письмом заместителя начальника УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО N _ от _ года Лариной Т.А. было сообщено, что в настоящее время проект распоряжения о предоставлении субсидии ее семье из 3-х человек подготовлен и направлен на согласование.
Письмом заместителя начальника УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО N _ от .. года Лариной Т.А. было сообщено, что ввиду не представления документов личного характера, свидетельствующих о жилищной обеспеченности мужа дочери Ч., проект распоряжения о предоставлении субсидии ее семье из 3-х человек не был согласован Правовым управлением ДЖПиЖФ г.Москвы, в связи с чем для решения вопроса о предоставлении субсидии, ей необходимо представить копию паспорта Ч. и данные о месте его проживания.
Вступившим в законную силу _ года решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 14.10.2014 года, были признаны незаконными требования УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО о предоставлении Лариной Т.А. документов личного характера Ч., свидетельствующих о его жилищной обеспеченности, выраженное в письмах Департамента N _ от ..г., N _ от _г., N _ от _г.; а также суд обязал УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО не позднее, чем в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Лариной Т.А. о предоставлении субсидии на основании представленных ранее документов.
Письмом заместителя начальника УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО N _ от _ года Лариной Т.А. было сообщено о необходимости срочно до _ года обратиться в ДЖПиЖФ г.Москвы для подтверждения согласия на получение субсидии в _ года, представив паспорта всех членов семьи, свидетельство о браке старшей дочери, свидетельство о рождении младшей дочери, а также решение Кунцевского районного суда г.Москвы, вступившее в законную силу.
Письмом начальника Управления оформления жилищных прав ДГИ г.Москвы N _от _ года Лариной Т.А. было сообщено, что по состоянию на .. года поступило .. заявлений от граждан на предоставление субсидии из бюджета г.Москвы, номер в очереди по городу Москве на предоставление субсидии семье истца - _, вопрос о предоставлении субсидии ее семье будет рассмотрен в порядке очередности среди семей, изъявивших желание воспользоваться данным механизмом улучшения жилищных условий, исходя из даты принятия их на жилищный учет, с учетом даты подачи заявления о предоставлении субсидии, а также бюджетного финансирования на данные цели.
Письмом начальника Управления оформления жилищных прав ДГИ г.Москвы N _ от _ года Лариной Т.А. было сообщено, что вопрос о предоставлении субсидии ее семье будет рассмотрен в порядке очередности среди семей, изъявивших желание воспользоваться данным механизмом улучшения жилищных условий, исходя из даты принятия их на жилищный учет, с учетом даты подачи заявления о предоставлении субсидии, а также бюджетного финансирования на данные цели, при этом прогнозировать возможность выделения ее семье субсидии не представляется возможным.
Письмом начальника Управления оформления жилищных прав ДГИ г.Москвы N _ от _ года Лариной Т.А. было сообщено, что по состоянию на _ года поступило .. заявлений от граждан на предоставление субсидии из бюджета г.Москвы, номер в очереди по городу Москве на предоставление субсидии семье истца - _, вопрос о выделении семье истца субсидии будет рассмотрен в порядке очередности среди семей, изъявивших желание воспользоваться данным механизмом улучшения жилищных условий, исходя из даты принятия их на жилищный учет, с учетом даты подачи заявления о предоставлении субсидии, а также бюджетного финансирования на данные цели.
Письмом заместителя руководителя ДГИ г.Москвы N _ от _года Лариной Т.А. было сообщено, что в целях проверки наличия оснований для предоставления субсидии, истцу необходимо в срок до _ года предоставить в службу "одного окна" ДГИ г.Москвы согласие на улучшение жилищных условий путем предоставления субсидии, подписанное всеми членами семьи истца, состоящими на жилищном учете, с приложением копий паспортов, справок о замене паспортов с .. года, копий свидетельств о заключении/расторжении брака, а также сведений о наличии жилых помещений, расположенных на территории РФ, в отношении которых истец, а также члены ее семьи обладают правом собственности.
Разрешая спор, суд не принял во внимание и не дал оценки ранее принятым решениям Кунцевского районного суда г.Москвы от _ года и от _.. года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от _ года, которыми были признаны незаконными требования ДЖПиЖФ г.Москвы о предоставлении дополнительных документов личного характера в отношении мужа старшей дочери истца Ч. и отца младшей дочери истца Ф., которые не являются членами семьи заявителя.
Также судом первой инстанции не была дана оценка тому обстоятельству, что уже в _ году семья Лариной Т.А. была включена в списки на получение субсидии из бюджета города Москвы в соответствии с очередностью, исходя из года постановки на учет и даты подачи заявления, что подтверждается пояснениями представителя ДЖПиЖФ г.Москвы, изложенными в апелляционной жалобе на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от _ года, а также письмом заместителя начальника УДЖПиЖФ г.Москвы в ЗАО N _ от _ года, согласно которому проект распоряжения о предоставлении семье истца субсидии подготовлен и направлен на согласование. При этом судебная коллегия учитывает, что указанный выше проект распоряжения о предоставлении субсидии не был согласовал в связи с не предоставлением истцом копии паспорта Ч. и данных о месте его проживания, в то время как указанное требование было признано незаконным вступившим в законную силу _ года решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 14.10.2014 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания ДГИ г.Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении семье Лариной Т.А. субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и издания соответствующего распоряжения ввиду того, что имеются очередники более ранних годов постановки на учет по улучшению жилищных условий, подавшие заявление о предоставлении субсидии ранее Лариной Т.А.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком были нарушены вышеназванные нормы права при рассмотрении письменных обращений Лариной Т.А., поскольку до настоящего времени ответчиком не было рассмотрено по существу заявление истца о предоставлении ее семье субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, что свидетельствует о бездействии ответчика, нарушающего права и охраняемые законом интересы истца, в том числе право на улучшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.
Отменяя решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 18 января 2016 года, в редакции определения Кунцевского районного суда г.Москвы от 15 марта 2016 года, судебная коллегия в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ принимает новое решение об удовлетворении заявленных Лариной Т.А. требований в части признания незаконным бездействия ДГИ г.Москвы по нерассмотрению заявления Лариной Т.А. о предоставлении субсидии и обязания ДГИ г.Москвы рассмотреть указанное заявление по представленным ранее документам, с учетом принятых решений суда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что оснований для признания требований ДГИ г.Москвы в письме от _г. незаконными не имеется, поскольку в указанном письме ответчик предлагает истице представить документы, необходимые для оформления субсидии в отношении истицы и членов ее семьи, что соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 18 января 2016 года, в редакции определения Кунцевского районного суда г.Москвы от 15 марта 2016 года, отменить, принять по делу новое решение, которым:
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в уклонении от издания распоряжения о предоставлении семье заявителя субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы рассмотреть по существу заявление Лариной Т.А. о предоставлении семье заявителя субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий по представленным ранее документам и с учетом принятых решений суда.
В остальной части в удовлетворении требований Лариной Т.А. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.