22 июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 15 марта 2016 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области, оформленное протоколом N 8 от 14.01.2016 г., об отказе в назначении Чирцову Д.А. досрочной страховой пенсии по старости,
обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить Чирцову Д.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы Чирцова Д.А. с 27.03.2003 г. по 07.12.2015 г. в должности бортпроводника, бортпроводника старшего в ОАО Авиакомпания "Трансаэро",
обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Чирцову Д.А. досрочную страховую пенсию по старости с 23 октября 2015 г.,
установила:
Чирцов Д.А. 02.02.2016 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области), в котором просил признать незаконным решение ответчика N 8 от 14.01.2016 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды его работы в ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" с 27.03.2003 по 07.12.2015 бортпроводником, бортпроводником старшим и назначить ему пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с 23.10.2015, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.
15.03.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы от 17.03.2016, подписанной представителем по доверенности Демёхиной К.А.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области по доверенности Демёхина К.А. доводы апелляционной жалобы поддержала; истец Чирцов Д.А. против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чирцов Д.А., (_) года рождения, 23.10.2015 обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области (протокол N 8) от 14.01.2016 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Чирцову Д.А. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в летном составе гражданской авиации, поскольку право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" имеют члены экипажа из числа летного состава, должности бортпроводника, бортпроводника старшего, занимаемые истцом, входят в состав кабинного экипажа, а не летного экипажа, кроме того, должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в связи с чем истец не обладает правом на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Кроме того, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рассмотрен вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в чем ему отказано ввиду отсутствия необходимого страхового стажа, а также возраста, поскольку специальный стаж составил 11 лет 02 месяца 02 дня, страховой стаж - 18 лет 04 месяца 21 день (при требуемом 20 лет), а возраст на момент обращения - 36 лет 07 месяцев (при требуемом 50 лет).
При этом в подсчет специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013, не включены периоды наземной работы истца по состоянию здоровья с 23.05.2008 по 02.12.2008, с 27.08.2012 по 03.09.2012 в соответствии с п.9 Правил N 516, с 03.12.2008 по 31.12.2008, поскольку индивидуальными сведениями не подтвержден код особых условий труда, также в специальный трудовой стаж и страховой стаж не включены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 17.10.2012 по 25.10.2012, с 23.04.2013 по 01.05.2013.
Как следует из трудовой книжки, Чирцов Д.А. работал в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 27.03.2003 по 22.05.2003 бортпроводником-стажером службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 23.05.2003 по 10.10.2004 - бортпроводником службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 11.10.2004 по 30.09.2007 - бортпроводником старшим второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 01.10.2007 по 08.01.2008 - бортпроводником старшим четвертого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 09.01.2008 по 31.03.2011 - бортпроводником старшим шестого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 01.04.2011 по 28.02.2014 - бортпроводником старшим семнадцатого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 01.03.2014 по 07.12.2015 - бортпроводником старшим второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса.
Как указано в справке о налете часов по годам и типам самолетов, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании летной книжки, общий налет Чирцова Д.А. в составе экипажа воздушного судна с начала летной работы по сентябрь 2015 года составляет 9 423 часа 19 мин., из них: в качестве бортпроводника и бортпроводника старшего - 9 423 часа 19 мин. (л.д. 17).
В соответствии со справкой N 11.03-4500 от 12.10.2015, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании приказов о приеме на работу, переводах, карты аттестации рабочего места по условиям труда, летной книжки, лицевых счетов, Чирцов Д.А. 27.03.2003 принят на должность бортпроводника-стажера службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, 23.05.2003 переведен бортпроводником службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, 11.10.2004 - бортпроводником старшим второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 01.10.2007 - бортпроводником старшим четвертого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 09.01.2008 - бортпроводником старшим шестого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 01.04.2011 - бортпроводником старшим семнадцатого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 01.03.2014 - бортпроводником старшим второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса; был переведен на более легкую наземную работу по состоянию здоровья с 23.05.2008 по 02.12.2008, с 27.08.2012 по 03.09.2012, находился в отпусках без сохранения заработной платы с 17.10.2012 по 25.10.2012, с 23.04.2013 по 01.05.2013, учебных отпусков, отпусков по уходу за ребенком не было; был занят на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю, работы с сокращенным рабочим днем, а также совмещения профессий не было; период работы с 27.03.2003 по 31.01.2015 подлежит включению в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и Постановлению Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 N 517 по Списку N 1 раздел XXI (Транспорт) позиция "12003000-11217 Бортпроводники" (л.д. 21).
Разрешая требования Чирцова Д.А. о включении в специальный трудовой стаж периодов его работы в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 27.03.2003 по 07.12.2015 бортпроводником, бортпроводником старшим, суд исходил из того, что занимаемые истцом в спорный период работы должности в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ относятся к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, а также они предусмотрены Списком N 1, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, и пришел к выводу об их соответствии требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Списку должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров от 04.09.1991 N 459, в связи с чем удовлетворил требования истца, включив спорные периоды работы в специальный стаж как работу в летном составе гражданской авиации.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на законе.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с подп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
П. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Исходя из вышеизложенного должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, следовательно, у суда не имелось оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Кроме того, придя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Поскольку оснований для удовлетворения требований о включении спорных периодов работы истца в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судебной коллегией не установлено, то решение суда в части обязания ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить Чирцову Д.А. досрочную страховую пенсию с 23.10.2015 также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 15 марта 2016 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Чирцова Д.А. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.