дата Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда адрес от дата, а также на дополнительное решение Мещанского районного суда адрес от дата, которыми постановлено:
Иск фио к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" адрес, 1-му отделу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" адрес о признании незаконными действий в виде принятия решений N1/ТС/8/0 от дата и N 1/ТС/8 от дата, о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с дата, присуждении к исполнению обязанностей восстановить на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с последующим предоставлением жилого помещения в избранном месте жительства - оставить без удовлетворения.
установила:
фио обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" адрес, 1-му отделу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" адрес о признании действий незаконными, присуждении к исполнению обязанностей, ссылаясь на то, что проходил военную службу, не был обеспечен жилым помещением. Решениями ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" адрес в лице 1-го отдела за N1/ТС/8/0 от дата и N 1/ТС/8 от дата истцу и членам его семьи отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со снятием с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Истец полагает указанные решения незаконными. С учетом уточнения требований истец просил суд признать действия ответчиков в виде принятия решений N1/ТС/8/0 от дата и N 1/ТС/8 от дата незаконными, поставить на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с дата, обязать восстановить семью истца (он, супруга, несовершеннолетняя дочь) на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с последующим предоставлением жилого помещения в избранном месте жительства,
В судебных заседаниях дата, дата истец уточненные заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчики в судебные заседания суда первой инстанции не явились, извещались.
Суд постановил указанное выше решение, а также дополнительное решение, об отмене которых просит фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушением норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, капитан 3 ранга фио проходил военную службу в в/ч 72064, уволен в запас приказом ГК ВМФ N474 от дата в связи с организационно-штатными мероприятиями; с дата исключен из списков личного состава воинской части; общая продолжительность военной службы составила 15 лет 6 месяцев 16 дней.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" адрес в лице 1-го отдела N1/ТС/8/0 от дата рассмотрено заявление фио о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Данным решением установлено, что супругой фио - фио (брак заключен дата) было приобретено в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: адрес, общей площадью 50, 2 кв.м; регистрация права дата
дата фио совершила сделку, направленную на отчуждение данного жилого помещения. В связи с этим, учитывая п.8 ст. 57 ЖК РФ, а также учитывая, что учетная норма площади жилого помещения в адрес установлена в размере 12 кв.м., ответчик принял решение об отказе истцу и членам его семьи (супруге фио, дочери фио, паспортные данные) в предоставлении ранее распределенного жилого помещения по адресу: фио, адрес. Одновременно данным решением семья истца снята с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
дата к указанному выше решению вынесено дополнительное решение, которым установлено, что фио был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением дата На указанную дату фио имел общую продолжительность военной службы 5 лет. В связи с этим он имел право состоять на учете нуждающихся только в обеспечении служебным жилым помещением. Документов, подтверждающих признание фио нуждающимся при увольнении не представлено; сведения об этом в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), не содержатся. Данное обстоятельство учтено ответчиком в качестве дополнительного основания к снятию с учета.
Оспаривая принятые акты, истец ссылался на то, что в настоящее время проживает в служебном жилом помещении, которое предоставлено по адрес по адресу: адрес, адрес кв.телефон. Квартира по адресу: адрес, которая была продана супругой, изначально получена последней по безвозмездной сделке. Соответственно наличие этой жилой площади не должно учитываться при рассмотрении вопроса обеспечения жильем, поскольку квартира не является совместно нажитым имуществом. Также истец ссылался на то, что отчуждая квартиру, у супруги не имелось намерений ухудшить жилищные условия семьи.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, на основании требований закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Так, в силу п. 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится гражданам, нуждающимся в них.
Порядок принятия на учет нуждающихся предусмотрен ст. 52 ЖК РФ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно положениям ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ч.7 и ч.8 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих Приказом Министра обороны РФ N1280 от дата утверждена Инструкция о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения определен Департамент жилищного обеспечений Министерства обороны Российской Федерации, который на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от дата N 1455 осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и отдел N 1 (адрес).
Согласно п. 3 указанной Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п.4 Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пункт 7 Инструкции предусматривает основания для снятия с учета, аналогичные указанным в п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства из пояснений истца установлено, что он просил учитывать супругу в числе членов своей семьи, нуждающихся в жилом помещении. Между тем, площадь отчужденного жилого помещения указывала на обеспеченность семьи истца с учетом нормы, определенной решением горсовета депутатов адрес от дата (12 кв.м общей площади на одного члена семьи).
Поскольку предусмотренный законом пятилетний срок с момента сделки не истек, является верным вывод суда об отсутствии оснований для постановки семьи истца на жилищный учет.
При этом, в соответствии с пунктом 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 80, действовавшей до дата, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими адрес по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Истец ссылался на то, что был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в дата, что следует, в том числе из оспариваемого дополнительного решения от дата, однако какое-либо решение о постановке семьи истца на учет отсутствует. Из материалов дела не представляется возможным установить, был ли истец поставлен на учет для получения жилого помещения по договору социального найма либо для получения служебного жилого помещения; доказательства сохранения в списках нуждающихся на момент увольнения также отсутствуют.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом ответчика об отсутствии у фио оснований для нахождения в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с датой признании дата
Также, учитывая установленные обстоятельства, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о постановке его на учет с дата Кроме того, выписка из приказа командира в/ч 72064 от дата об исключении фиоА из списков личного состава с дата, не содержит каких-либо данных о сохранении/принятии истца на учет для получения жилого помещения по договору социального найма.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда адрес от дата, дополнительное решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.