26 июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Климовой С.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Гончарова Ю.И. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 декабря 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гончарова Ю.И. к Военному комиссариату города Москвы о восстановлении права на получение пенсии, взыскании задолженности отказать,
установила:
Гончаров Ю.И. 09.07.2015 обратился в Зюзинский районный суд города Москвы с иском к начальнику центра социального обеспечения Военного комиссариата города Москвы, начальнику Объединенного военного комиссариата Бутовского района города Москвы, в котором просил о восстановлении права на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, взыскании задолженности по пенсионному обеспечению с марта 2013 года, мотивируя обращение тем, что с февраля 2009 года истцу назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей", в марте 2009 года истец поступил на службу в таможенные органы РФ, в связи с чем с 01.03.2013 ответчик приостановил ему выплату пенсии; действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его право на пенсионное обеспечение.
Определением Зюзинского районного суда города Москвы от 01.09.2015 произведена замена ненадлежащих ответчиков начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата города Москвы и начальника Объединенного военного комиссариата Бутовского района на надлежащего - Военный комиссариат города Москвы, в связи с чем дело передано по подсудности в Мещанский районный суд города Москвы и принято к его производству (л.д. 41-42, 44, 46).
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали; представитель ответчика против удовлетворения иска возражала.
15.12.2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Гончаров Ю.И. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец Гончаров Ю.И. и его представитель по ордеру адвокат Суханов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали; представители ответчика Военного комиссариата города Москвы по доверенностям Логинова Е.Ю., Комова А.А. против удовлетворения жалобы возражали.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда по доводам жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гончарову Ю.И., *** года рождения, проходившему военную службу в Вооруженных Силах РФ, с *** назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей", выплата которой производится Военным комиссариатом города Москвы (л.д. 5).
С марта 2009 года Гончаров Ю.И. принят на службу в таможенные органы Российской Федерации, назначен на должность *** с присвоением специального звания таможенной службы (л.д. 6).
Из обращения Военного комиссариата Московской области от 17.07.2013, направленного в адрес истца, следует, что с 01.03.2013 выплата пенсии за выслугу лет Гончарову Ю.И. приостановлена на основании ч. 2 ст. 6 Закона РФ N 4468-1 в связи с поступлением истца на службу в таможенные органы, ему предложено в добровольном порядке возместить полученную пенсию за период прохождения службы в таможенных органах с 01.05.2009 по 28.02.2013 в сумме *** руб. (л.д. 16-17).
Отказывая в удовлетворении заявленных Гончаровым Ю.И. требований, суд правильно руководствовался положениями ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пришел к обоснованному выводу о том, что поступление истца как лица, получающего пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на службу в таможенные органы влечет приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной по указанному Закону, в связи с чем законные основания у ответчика для приостановления выплаты истцу пенсии имелись.
Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Закона лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. При этом какие-либо изъятия из закрепленного в ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусмотрены.
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В данном Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2 ст. 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (п. 1 ст. 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей; аналогичное правило закреплялось ст. 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.03 г. в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ) в отношении сотрудников налоговой полиции.
В Определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1338-О указано, что изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 N 6-П правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 N 2500-О-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" разъяснено, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
С учетом изложенного, поступление истца как лица, получающего пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на службу в таможенный орган влекло приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной по указанному Закону.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, определяющих понятие государственной службы и ее видов, полагая, что приостановление выплаты пенсии возможно только в случае поступления на военную службу, а также на то, что при поступлении на службу в таможенные органы ему было присвоено специальное звание ***, в то время как с военной службы он был уволен в звании ***. Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончарова Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.