Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Снегиревой Е.Н.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 29 марта 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Открытого акционерного общества "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2014 года удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:1, площадью 2960 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч.4, в размере его рыночной стоимости, равной 5 590 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:2, площадью 82000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч.6, в размере его рыночной стоимости, равной 186 827 500 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:3, площадью 2565 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч.5, в размере его рыночной стоимости, равной 4 784 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:2, площадью 54660 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч.З, в размере его рыночной стоимости, равной 125 550 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:3, площадью 82190 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч.2, в размере его рыночной стоимости, равной 187 260 500 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения метровой стоимости считать дату обращения административного истца в миссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 25 февраля 2015 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",
установила:
ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" обратилось в суд с заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч. NN 2, 3, 4, 5, 6, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года:
50:21:0150309:3 в размере 111 038 690 руб.;
50:21:0150309:2 в размере 73 845 660 руб.;
50:21:0150205:1 в размере 3 998 960 руб.;
50:21:0150205:3 в размере 3 465 315 руб.;
50:21:0150205:2 в размере 110 782 000 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что по результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Москвы 21.11.2014 N 687-ПП, установлена кадастровая стоимость указанных выше земельных участков.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" Солошенко Ю.А., проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ОАО "Клинический санаторий Главмосстроя "Валуево" является собственником (пользователем) земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, поселение Филимонковское, вблизи д. Валуево, уч. NN 2, 3, 4, 5, 6, с кадастровыми номерами 50:21:0150309:3, 50:21:0150309:2, 50:21:0150205:1, 50:21:0150205:3, 50:21:0150205:2.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП утверждена кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:1 установлена в размере 14 876 812 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:2 - в размере 334 784 680 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150205:3 - в размере 10 715 544 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:2 - в размере 271 988 706,60 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:3 - в размере 401 419 247,60 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке N ---- от 15 января 2015 года ООО "---", в котором по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельных участков определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:3 в размере 111 038 690 руб.; с кадастровым номером 50:21:0150309:2 в размере 73 845 660 руб.; с кадастровым номером 50:21:0150205:1 в размере 3 998 960 руб.; с кадастровым номером 50:21:0150205:3 в размере 3 465 315 руб.; с кадастровым номером 50:21:0150205:2 в размере 110 782 000 руб..
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение N ---- от 29 января 2015, подготовленное Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "-----".
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 11 января 2016 года по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "----".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 26 февраля 2016 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года определена:
с кадастровым номером 50:21:0150309:3 - в размере 187 260 500 рублей;
с кадастровым номером 50:21:0150309:2 - в размере 125 550 000 рублей;
с кадастровым номером 50:21:0150205:1 - в размере 5 590 000 рублей;
с кадастровым номером 50:21:0150205:3 - в размере 4 784 000 рублей;
с кадастровым номером 50:21:0150205:2 - в размере 186 827 500 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанного земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 29 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.