Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, Е.Н. Неретиной,
при секретаре З.С. Суншевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе *** на решение Басманного районного суда г. Москвы от 28 сентября 2015 года, по делу по административному исковому заявлению *** об оспаривании решения ФМС России от 28 апреля 2015 года N 1694, которым решение УФМС России по городу Москве от 27 февраля 2015 года об утрате временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
*** обратился в суд с вышеуказанным административным иском. Свое обращение мотивировал незаконностью оспариваемого решения ФМС России в котором, по его мнению, не учтено, что в стране его гражданской принадлежности ведутся полномасштабные боевые действия. Указывает, что ранее ему УФМС России по городу Москве уже предоставлялось временное убежище на территории Российской Федерации по этому основанию, а в настоящее время обстоятельства не изменились, вследствие чего считает необходимым продление срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 28 сентября 2015 года постановлено: в удовлетворении административного иска *** об оспаривании решения ФМС России от 28 апреля 2015 года N 1694, которым решение УФМС России по городу Москве от 27 февраля 2015 года об утрате временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным - отказать.
В апелляционной жалобе *** ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии ***, а также его представитель по доверенности адвокат И.Г. Васильев доводы жалобы поддержали.
Представитель ФМС России по доверенности И.В. Выборов явился, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Сирии ***, *** г.р., уроженец г. Алеппо (Сирия), по национальности - курд. Вероисповедание - ислам суннитского толка. Родной язык - курдский, русским языком владеет свободно.
Образование - со слов, высшее с 1991 г. по 2002 г. обучался в карагандинском государственном медицинском институте (предоставил диплом ЖБ II 0002511 на имя Мухаммад Халил Ибрахим Халил, документов подтверждающих, что это именно сам административный истец не представил).
Со слов, женат на гражданке Казахстана *** г.р., дочь - *** г.р. - проживают в Казахстане.
Родственники заявителя: брат - *** (28 лет), со слов является гражданином Российской Федерации, проживает в Краснодарском крае (не подтверждено данными ЦБДУИГ ФМС России). Брат - *** (38 лет), является гражданином Бельгии проживает в г. Брюссель (Бельгия), брат - Шеру Кхалил (32 года) проживает в Нидерландах, имеет статус беженца.
Ранее, при первичном обращении, *** заявлял следующих родственников: жена - ** г.р., дочь - *** г.р., сын - Мамедов Рони. В Сирии в г. Алеппо у заявителя проживают: отец - ***, 1935 г.р, сестра - **, *** г.р., сестра - *** г.р., брат - *** г.р., сестра - *** г.р., брат - *** г.р., брат ** г.р., брат - *** г.р., брат - *** г.р., сестра - ***г.р., сестра - *** г.р.
7.11.2013 *** впервые обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по г. Москве от 7.02.2014 административному истцу было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком - до 7.02.2015.
5.02.2015 *** обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
В ходе проведения опроса 9.02.2015 административный истец сообщил, что желает продолжить обучение в г. Москве, и не может вернуться в Сирию по причине того, что там существует опасность для жизни.
27 февраля 2015 года УФМС России по г. Москве принято решение об утрате временного убежища на территории Российской Федерации гражданином Сирии ***.
В своем заявлении в адрес ФМС России *** сообщил, что не согласен с решением УФМС России по г. Москве и просит его отменить, обязать УФМС России по г. Москве рассмотреть его заявление о продлении срока предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации.
28.04.2015 ФМС России приняло решение о признании правомерным решения УФМС России по г. Москве от 27.02.2015 об утрате гражданином Сирийской Арабской Республики *** временного убежища на территории Российской Федерации.
При вынесении решения УФМС России по г. Москве и решение ФМС России исходило из того, что заявитель не привел убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе стать жертвой преследования со стороны властей или каких - либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе. На территории Сирии заявитель преследованию властей не подвергался. Несмотря на тяжелую общественно - политическую ситуацию в Сирии нет оснований полагать, что жизнь *** окажется в большей опасности, чем жизнь других граждан, проживающих в стране. Кроме того, на территории Сирии проживают родители, братья и сестры заявителя. Сведений о том, что данные лица подвергаются каким-либо преследованиям, заявителем не сообщено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался правомерностью вынесения решения УФМС России по г. Москве об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации. Как указал суд, оно вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий УФМС России, в связи с отсутствием причин гуманного характера требующих продления временного убежища на территории Российской Федерации, а также в связи с отсутствием оснований полагать, что в случае возвращения на родину *** может быть подвергнут негуманному обращению.
При принятии решения суд также принял во внимание, что согласно данным анкетирования и опроса, 17 августа 2005 года в отношении него под данными *** ***г.р. Белгородским областным судом было принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, но он от выезда уклонился.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" от 19.02.1993 N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
В силу п.п. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 года N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на наличие оснований для продления ему временного убежища.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия приходит к выводу об их необоснованности. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, обоснованно указал, что *** не представлено доказательств того, что в настоящее время имеется реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности, а также реальных доказательств существования угрозы для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по г. Москве и ФМС России соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.