Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Ставича В.В.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Хасанбаева А.Э. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании решения Управления федеральной миграционной службы России по г. Москве от _ года об отказе в признании его беженцем на территории Российской Федерации и решения ФМС России от _ года N_ об отказе в удовлетворении жалобы,
установила:
Хасанбаев А.Э. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свое обращение тем, что он может подвергнуться реальной угрозе преследования со стороны правоохранительных органов в стране гражданской принадлежности, возбужденное в отношении него уголовное дело сфальсифицировано властями.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.
Административный истец Хасанбаев А.Э. и его представитель Жаринов К.Г. явились в заседание судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ФМС России Выборов И.В. по доверенности и ГУ МВД России Шувалова В.Е. по доверенности просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка и требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В силу ст. 2 Федерального закона "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на лицо: в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О беженцах" лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
В силу ст. 10 этого же Закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Хасанбаев (до _года - Арипов) А.Э., _ года рождения, гражданин _, уроженец _, по национальности - _, вероисповедание - _.
Состоит в браке с гражданской _ Хасанбаевой Г.М., _ года рождения, от брака имеет троих несовершеннолетних детей _, _. и _ года рождения. Супруга и дети административного истца проживают в _ Также на территории _ проживают родители Хасанбаева А.Э. и три брата.
В _ году Хасанбаев А.Э. покинул территорию _ и прибыл на территорию Российской Федерации в г. Москву с целью осуществления трудовой деятельности.
_ года Хасанбаев А.Э. был задержан сотрудниками ОМВД России по району Восточное Измайлово г. Москвы совместно с сотрудниками УБТ 2 Службы ФСБ России в связи с нахождением в международном розыске, объявленным СО УВД _ за совершение преступления на территории данного государства, предусмотренного УК Республики Кыргызстан: убийство, совершенное с особой жестокостью на почве межнациональной или расовой либо религиозной ненависти или вражды, группой лиц по предварительному сговору, с целью завладения имуществом в крупном размере, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему, организованной преступной группой, с проникновением в жилище в жилище, помещение либо иное хранилище.
_ года Хасанбаев А.Э., находясь под стражей в _, обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайство о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
В ходе проведения анкетирования заявитель сообщил, что на территории страны гражданской принадлежности он может подвергнуться реальной угрозе преследования со стороны правоохранительных органов и понести наказание за преступление по сфальсифицированному уголовному делу, которого он не совершал. При этом пояснил, что каким-либо преследованиям в стране гражданской принадлежности он не подвергался, в инциденты с применением насилия вовлечен не был, в каких-либо партийных или общественных религиозных организациях не состоял, между тем в случае его экстрадиции для него существует реальная угроза его безопасности, он может подвергнуться реальной угрозе преследования со стороны правоохранительных органов в связи с возбуждением против него уголовного дела.
_ года Хасанбаеву А.Э. отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие беженец п.п.1 п.1 ст.1 Федерального закона "О беженцах".
В соответствии с п. 47 Административного регламента утвержденного Приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года N425 во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно ст. 1 Федерального закона "О беженцах".
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Для того, чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе (п. 66 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу, что при вынесении оспариваемого решения УФМС России по г. Москве в полной мере рассмотрело все обстоятельства дела заявителя, сообщенные им сведения и критерии, определяющие статус беженца в Российской Федерации, убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у заявителя имеются основания для опасений стать жертвой преследований не представлено, поскольку в стране гражданской принадлежности Хасанбаев А.Э. преследованиям не подвергался, в военных, общественных и религиозных организациях участия не принимал, в инциденты с применением насилия вовлечен не был, заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации не выявлено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В ходе рассмотрения дела никаких фактов, либо убедительных доказательств, а также документов, подтверждающих возможное преследование заявителя на территории Республики Кыргызстан по политической или религиозной принадлежности, представлено не было.
Кроме того судебная коллегия принимает во внимание, что прибыв на территорию России в _году, с соответствующим письменным ходатайством в орган пограничного контроля Хасанбаев А.Э. при пересечении границы не обратился. Такое обращение последовало фактически спустя 5 лет после того как заявитель находился на территории России.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у заявителя нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
Доводы жалобы о том, что в стране гражданской принадлежности заявитель может быть подвернут пыткам и жестокому бесчеловечному обращению во время расследования уголовного дела не могут быть признаны состоятельными, поскольку в период непосредственного пересечения границы Российской Федерации, как и длительное время после этого момента, в период проживания на территории России, Хасанбаев А.Э. за предоставлением убежища к российским властям не обращался, впервые сообщил о своих опасениях стать жертвой преследования в _ года и о своем желании получить убежище в Российской Федерации только после его задержания правоохранительными органами России.
Из опросного листа Хасанбаева А.Э. не следует, что он подвергался пыткам или иному жестокому обращению в _. В настоящее время в _ проживают близкие родственники административного истца и преследованиям не подвергаются.
В предъявленном Хасанбаеву А.Э. обвинению не усматривается политического мотива, он обвиняется в совершении преступлений, которые в соответствии с Уголовным кодексом РФ также являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Вместе с тем, опасение понести уголовное наказание не является основанием для предоставления статуса "беженец".
Однако фактов преследования по признаку национальности, вероисповедания и иным признакам по данному делу не установлено.
Фактические данные, которые были установлены органами миграционной службы в отношении заявителя, последним в апелляционной жалобе не оспариваются.
Таким образом, индивидуальных критериев, которые бы позволили отнести заявителя к статусу беженца, последним не названо.
Ссылка административного истца на установленные в апелляционном определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 года обстоятельства принадлежности Хасанбаева А.Э. к лица узбекского происхождения, которые на территории _ принадлежат к особо уязвимой группе, не опровергает выводов суда первой инстанции, поскольку касался рассмотрения вопроса о выдаче Хасанбаева А.Э. правоохранительным органам _.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, достоверность которых доводами апелляционной жалобы не опровергнута.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от "22" июня 2016 г. по делу N 33а-15832/2016
Судья: Г.А. Грабовская
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Ставича В.В.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Хасанбаева А.Э. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании решения Управления федеральной миграционной службы России по г. Москве от 25 мая 2015 года об отказе в признании его беженцем на территории Российской Федерации и решения ФМС России от 1 декабря 2015 года N1983 об отказе в удовлетворении жалобы,
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.