Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Трошиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу ***а А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2015 года по делу по административному исковому заявлению А. ***а об оспаривании ответа Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) на обращение по вопросу предоставления мер социальной поддержки, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Административный истец А. ***, имеющий гражданство и постоянно проживающий на территории Федеративной Республики Германии, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований о незаконности обжалуемого ответа обосновал тем, что он в 1987 году проходил военную службу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и получил дозу облучения приведшую к инвалидности. Полагая, что имеет право на возмещение ущерба причиненного здоровью и на иные компенсации и льготы, считает незаконным ответ на его обращение из Минтруда России, которым, по его мнению, предложено обратиться по месту постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2015 года постановлено: в удовлетворении заявления А. ***а об оспаривании действий (бездействия) Министерства труда и социальной защиты РФ отказать.
В апелляционной жалобе А. ***а ставится вопрос об отмене решения.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что А. *** обратился в Правительство Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки и соответствующих выплат, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Указанное обращение, переадресовано на рассмотрение по компетенции в Минтруд России.
29 июля 2013 г. в адрес Минтруда России поступило обращение А. ***а по вопросу предоставления мер социальной поддержки, как участника ликвидации Чернобыльской катастрофы, было рассмотрено Минтруда России.
26 августа 2013 г. А. ***у дан ответ, в котором разъяснены положения действующего законодательства в сфере предоставления мер социальной поддержки граждан, категории граждан, на которых распространяются данные меры.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что обращение А. ***а было рассмотрено должностным лицом Минтруда России по поставленным в обращении вопросам даны соответствующие разъяснения в пределах компетенции, ответ дан в установленные действующим законодательством сроки. Права А. ***а оспариваемым ответом Минтруда России не нарушаются, не создаются препятствия к их осуществлению. Несогласие заявителя с содержанием ответа о незаконности действий (бездействия) Минтруда России не свидетельствует.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 2, 5, 8, 10 Федерального закона от 2.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Федеральный закон N 59-ФЗ) каждый имеет право на обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к должностным лицам, которые в свою очередь обязаны объективно и всесторонне рассмотреть данные обращения и дать письменный ответ по существу поставленных вопросов.
В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 названного закона, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 ст. 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Минтруд России в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 (далее - Положение о Министерстве), Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 5.7.5 Положения о Министерстве Минтруд России организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Минтруд России наделен полномочиями на рассмотрение обращений, касающихся социальной защиты и предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 8 Положения о Министерстве структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства, в состав которых включаются отделы. Министр труда и социальной защиты Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях Министерства (пункт 10).
Приказом Минтруда России от 4.09.2012 N 165 утверждено Положение о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно Департамент по делам инвалидов (далее -Департамент) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (пункт 1), а также осуществляет рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Департамента (пункт 6.34).
Согласно пунктам 8.12, 8.13, 9 Положения о Департаменте заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с распределением обязанностей между ними, осуществляют полномочия, делегированные им директором Департамента, в том числе по визированию и подписанию служебных документов.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответ А. ***у дан уполномоченным лицом - директором Департамента по делам инвалидов Минтруда России В.П. Демидовым, поскольку рассмотрение поставленных в обращении А. ***а вопросов, касающихся предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, относится к компетенции Департамента, а подписание ответа на обращение заявителя относится к полномочиям директора Департамента и его заместителей.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанным требованиям оспариваемые действия Минтруда России соответствуют.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.