Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре С.Ю. Сундуй, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе АНО "В защиту прав избирателей "Голос" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 декабря 2015 года по административному иску АНО "В защиту прав избирателей "Голос" к Министерству юстиции РФ об оспаривании решения об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, восстановлении нарушенного права
установила:
АНО "В защиту прав избирателей "Голос" обратилась в суд с указанным выше административным иском к Министерству юстиции РФ, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в нарушение установленного законом порядка и формы проведения проверки, с нарушением прав административного истца.
Кроме того, административный истец полагал, что выводы внеплановой проверки о том, что АНО "В защиту прав избирателей "Голос" продолжает получать финансирование из иностранных источников и участвовать в политической деятельности, не соответствуют действительности.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АНО "В защиту прав избирателей "Голос" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства юстиции РФ - Е.М. Алексеевская, по доверенности от 20 июня 2016 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие АНО "В защиту прав избирателей "Голос", извещённой о времени и месте судебного заседания, не сообщившей о причинах своей неявки, и не представившей доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства юстиции РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с распоряжением главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве от 2 июля 2015 года по поручению Министерства юстиции РФ от 26 июня 2015 года, куда АНО "В защиту прав избирателей "Голос" обратилась с заявлением об исключении её из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, была проведена внеплановая проверка.
В ходе проверки установлено, что АНО "В защиту прав избирателей "Голос" продолжает осуществлять политическую деятельность, а член совета директоров указанной организации *** получил денежные средства от иностранного источника по заключенным им договорам от 1 и 9 июля 2014 года.
По результатам проверки 7 августа 2015 года составлен акт, копия которого была направлена АНО "В защиту прав избирателей "Голос", положенный в основу оспариваемого распоряжения Министерства юстиции РФ от 4 сентября 2015 года об отказе в исключении административного истца из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из ошибочности мнения АНО "В защиту прав избирателей "Голос" о необходимости проведения вместо внеплановой выездной проверки. Права АНО "В защиту прав избирателей "Голос" при проведении проверки не нарушены, в том числе и в результате того, что о её проведении не было сообщено прокурору. Также суд признал доказанными выводы проверки относительно установленных в ходе её проведения фактов.
С указанными выводами судебная коллегия согласна.
В силу п. 4.3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Поскольку согласия прокурора на проведение проверки не требуется, органы юстиции вправе проводить проверку и в том случае, если уведомления прокурора не произошло незамедлительно.
В соответствии со ст. 30 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (утвержден приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456) проверка, не включённая в план, предусмотренный пунктом 29 Административного регламента, является внеплановой.
Внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки.
Внеплановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся по основаниям, указанным в пункте 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и с учетом положений пунктов 4.3 и 4.4 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Таким образом, применительно к п. 4.2 названной статьи основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является:
1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;
2) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;
3) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
6) поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
В апелляционной жалобе не оспаривается, что в данном случае основанием для проведения внеплановой проверки послужили предусмотренные законом положения пункта 6 указанной выше правовой нормы.
Доводы жалобы о том, что у Министерства юстиции РФ имелись основания для исключения АНО "В защиту прав избирателей "Голос" из реестра, по поводу которого возник спор, получили правильную оценку в решении суда с указанием на конкретные доказательства, достоверность которых в апелляционной жалобе не оспаривается.
В соответствии с п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента:
1) в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;
2) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
3) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, в отношении некоммерческой организации, ранее исключавшейся из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что эта некоммерческая организация в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении ее из указанного реестра, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
4) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.
Следовательно, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является то, получала ли АНО "В защиту прав избирателей "Голос" в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении её из указанного реестра, денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала ли в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
При этом по смыслу закона достаточным условием отказа в исключении из реестра является участие некоммерческой организации в политической деятельности в спорный период.
При установлении названных юридически значимых обстоятельств органы юстиции приняли во внимание соответствующие разъяснения, которые содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева".
В названном постановлении отмечено, что формы политической деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Обязанность официально принять на себя соответствующий статус посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
В соответствии с этим установленные в ходе проверки факты, выразившиеся в конкретных действиях самой организации и её должностных лиц, обоснованно были расценены судом как препятствие для исключения АНО "В защиту прав избирателей "Голос" из реестра.
В апелляционной жалобе не оспаривается факт получения названным выше лицом, являющимся членом совета движения "Голос" и исполнительным директором одного из членов организации - региональной общественной организации в защиту прав и демократических свобод "Голос" - *** денежных средств от иностранного источника в связи с осуществляемой политической деятельностью.
Также не опровергнуты доводами апелляционной жалобы факты, согласно которым АНО "В защиту прав избирателей "Голос" является учредителем зарегистрированного печатного средства массовой информации - газеты "***", корреспонденты которой присутствовали на выборах, проводимых в различных регионах России, освещали их в своих репортажах.
Движение "Голос" признает себя ведущей в России организацией по независимому наблюдению за выборами в России и учреждено в 2013 году активными участниками АНО "В защиту прав избирателей "Голос".
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, АНО "В защиту прав избирателей "Голос" не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.