Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре С.Ю. Сундуй, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу ***а В.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2015 года по делу по административному исковому заявлению В.В. ***а об оспаривании действий (бездействия) должностного лица Генеральной прокуратуры РФ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
В.В. *** обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре РФ, ссылаясь на то, что направленная им в прокуратуру жалоба не была надлежащим образом рассмотрена.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2015 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления В.В. ***а об оспаривании действий (бездействия) Генеральной прокуратуры РФ.
В апелляционной жалобе В.В. ***а ставится вопрос об отмене решения.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие В.В. ***а, извещенного о времени и месте судебного заседания по месту отбывания наказания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 20.03.2015 в адрес Генеральной прокуратуры РФ поступила жалоба от В.В. ***а, в которой он указывает на незаконность приговора суда от 12.11.2003 года.
9.04.2015 года старшим прокурором отдела управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Л.В. Зубенко дан ответ В.В. ***у.
Из содержания ответа от 9.04.2015 года следует, что обращение В.В. ***а рассмотрено. Руководством прокуратуры Российской Федерации оснований для принятия мер прокурорского реагирования не найдено, о чем административному истцу неоднократно сообщалось.
Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании и не были оспорены сторонами.
Из материалов дела следует, что с жалобой в Генеральную прокуратуру РФ административный истец обратился 20.03.2015. По результатам рассмотрения заявления В.В. *** извещен Генеральной прокуратурой РФ письменно, ответ административным истцом получен.
Факт получения ответа на свое обращение В.В. *** не оспаривает.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался выполнением прокурором требований закона о рассмотрении жалобы гражданина, содержащегося в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, ответ прокурора мотивирован и дан в срок, установленный законом, права административного истца действиями прокурора не нарушены.
Суд указал, что законность приговора проверялась судами вышестоящих инстанций, которыми оснований для его отмены или изменения не установлено. Переписка с В.В. ***ым по вопросу законности и обоснованности указанных судебных постановлений ведется Генпрокуратурой не один год. Его доводы являлись предметом неоднократных проверок, по результатам которых оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Мотивы принятого решения осужденному неоднократно сообщались. После получения ответа о законности судебных постановлений и отсутствии оснований для принесения надзорного представления за подписью руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2015 В.В. ***ым была направлена жалоба 2.04.2015, о незаконности приговора суда от 12.11.2003, которое зарегистрировано (вх. рег. N ОГР-71330-15) и надлежащим образом рассмотрено. В ответе от 9.04.2015 до В.В. ***а в очередной раз доведена позиция руководства Генпрокуратуры по изложенным в жалобе доводам. Все новые доводы осужденного были исследованы и ему компетентными должностными лицами даны мотивированные ответы по всем приведенным доводам.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, административному истцу должны разъяснить порядок обжалования принятого решения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45 утверждена "Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", которая разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Исходя из п. 3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации, направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителя и разъяснением принятого решения.
Согласно п. 5.1 Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отметить, что выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям ФЗ "О прокуратуре в РФ".
Из анализа Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" в частности статьи 22 данного Закона, следует, что принятие прокурором мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов является правом прокурора. Указанный Закон не содержит императивных норм, предписывающих прокурору в обязательном порядке внести представление или принести протест при наличии обращения о том заинтересованных лиц.
Кроме того, органы прокуратуры, в случае выявления нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, повлиявших на обоснованность состоявшихся по уголовному делу судебных постановлений, обязаны принять меры прокурорского реагирования, в том числе путем принесения надзорного представления.
Как усматривается из приведенного выше ответа, требования упомянутой Инструкции при рассмотрении обращения административного истца соблюдены. Ответ, данный административному истцу мотивирован, в нем дана оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении обоснован. Нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, повлиявших на обоснованность состоявшихся по уголовному делу судебных постановлений прокуратурой не установлено.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.