Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, Р.Б. Михайловой, при секретаре П.К. Клочкове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе УФМС России по г. Москве на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 5 апреля 2016 года по административному иску Л.С. Голыш к УФМС России по г. Москве об оспаривании решения об отказе в выдаче паспорта гражданина РФ
установила:
Л.С. Голыш обратилась в суд с указанным выше административным иском к УФМС России по г. Москве, полагая, что решение об отказе в замене паспорта нарушает её права.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 5 апреля 2016 года постановлено: заявление Л.С. Голыш удовлетворить; признать незаконным отказ от 1 октября 2015 года отделения УФМС России по г. Москве по району Ярославский в предоставлении Л.С. Голыш, *** года рождения, государственной услуги о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина России на территории Российской Федерации; обязать отделение УФМС России по г. Москве по району Ярославский выдать Л.С. Голыш, *** года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации.
В апелляционной жалобе УФМС России по г. Москве ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии О.И. Пигорев, представляющий по доверенности от 25 декабря 2015 года ГУ МВД России по г. Москве, к которому перешли функции ФМС России по г. Москве, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Л.С. Голыш, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России по г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
1 октября 2015 года отделение УФМС России по г. Москве по району Ярославский отказало Л.С. Голыш, *** года рождения, в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в соответствии с п. 37 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённого Приказом ФМС России от 30 ноября 2012 года N 391.
В соответствии с названной нормой права основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта являются отсутствие у лица гражданства Российской Федерации;
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд признал оспариваемые решение, действия (бездействия) незаконными, поскольку Л.С. Голыш в 2001 году был выдан вкладыш о принадлежности к гражданству Российской Федерации, который не признавался недействительным.
Судебная коллегия находит приведённый вывод суда первой инстанции ошибочным и постановленным с нарушением требований частей 2-4 ст. 84 КАС РФ.
В соответствии с названными процессуальными нормами права никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придёт к выводу, что содержащиеся в немы сведения соответствуют действительности.
В нарушение приведённых законоположений суд положил в основу вкладыш о принадлежности к гражданству Российской Федерации, не дав оценку совокупности других имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, суд не учёл, что упомянутым заключением миграционного органа власти вкладыш о гражданстве Л.С. Голыш аннулирован, а Л.С. Голыш в этой части решение УФМС России по г. Москве не обжалует.
Также суд, по мнению судебной коллегии, неправильно применил нормы материального права.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 25 названного Закона гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей.
Статьёй 28 того же Закона было определено, что если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остаётся гражданином Российской Федерации, то ребёнок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребёнка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.
В соответствии с этим по заявлению *** Л.С. Голыш и с согласия *** последней в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 23 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" 30 сентября 1997 года Генеральным консульством Российской Федерации в г. *** зарегистрировано прекращение гражданства административного истца, *** которой вышла из гражданства России, намереваясь воссоединиться со своими родственниками в Республике ***.
Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года N2007 было установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 года), не имевшие подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.
Вместе с тем п. "г" ст. 18 Закона РСФСР от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" устанавливалось, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянии на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своём желании приобрести гражданство РСФСР.
Статьёй 1 Федерального закона от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" срок заявления о желании указанных категорий лиц приобрести гражданство Российской Федерации был продлён до 31 декабря 2000 года.
До 31 декабря 2000 года родители Л.С. Голыш не воспользовались указанным правом в отношении своей ***.
Выданный Л.С. Голыш вкладыш о принадлежности к гражданству Российской Федерации данное обстоятельство не опровергает, поскольку в соответствии с ним Л.С. Голыш проживала на территории Российской Федерации 6 февраля 1992 года, что не соответствует действительности ввиду того, что она родилась позже.
Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ Закон РСФСР от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" признан утратившим силу с 1 июля 2002 года.
Согласно п. "а" ст. 5 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 13, статьи 32 того же Закона установлен заявительный порядок оформления приобретения гражданства РФ.
В силу ч. 7 ст. 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в дальнейшем - Положение) определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учётом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:
сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населённый пункт);
сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);
основания направления запроса и его содержание.
К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно п. 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдаётся соответствующий документ.
В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации издало 8 июля 1997 г. Постановление N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 28, 14.07.1997 и "Российской газете" N 135, 16.07.1997.
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечёт лишение гражданства Российской Федерации, приобретённого лицом на законном основании.
Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).
При этом применительно к упомянутому п. 37 Административного регламента замена паспорта гражданина Российской Федерации в такой ситуации не допускается.
Применительно к названным нормам материального права установлено, что прекращение гражданства Российской Федерации Л.С. Голыш подтверждено документально, после чего в установленном порядке ею не приобреталось.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействие) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Л.С. Голыш не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении решение суда в соответствии с п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 5 апреля 2016 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Л.С. Голыш к УФМС России по г. Москве об оспаривании решения об отказе выдать паспорт гражданина РФ отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.