Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Юдиной А.М.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 11 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые заявления Общества с ограниченной отвественностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003001:12, расположенного по адресу: город Москва, вдоль МКАД (58 км), определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 97 600 000 (девяносто семь миллионов шестьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:126, расположенного по адресу: город Москва, улица Южнопортовая, владение 6, сооружение А, определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 35 394 000 (тридцать пять миллионов триста девяносто четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:49, расположенного по адресу: город Москва, улица Таманская, владение 5, корпус 2, определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 22 900 000 (двадцать два миллиона девятьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014006:6, расположенного по адресу: город Москва, проспект Вернадского, владение 76, определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 35 649 000 (тридцать пять миллионов шестьсот сорок девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021003:55, расположенного по адресу: город Москва, улица Шереметьевская, владение 47А, определённую по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 120 216 000 (сто двадцать миллионов двести шестнадцать тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости названных земельных участков, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой подачи заявлений Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0003001:12, 77:08:0013003:49, 77:07:0014006:6 считать 22 октября 2015 года, земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:126 считать 23 октября 2015 года, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021003:55 считать 26 октября 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки",
установила:
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003001:12, расположенного по адресу: город Москва, вдоль МКАД (58 км) (далее также земельный участок 1), утверждённой постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП по состоянию на 1 января 2014 года в размере 117 153 788,31 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:126, расположенного по адресу: город Москва, улица Южнопортовая, владение 6, сооружение А (далее также земельный участок 2), утверждённой постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП по состоянию на 1 января 2014 года в размере 71 713 970 рублей; земельного участка 77:08:0013003:49, расположенного по адресу: город Москва, улица Таманская, владение 5, корпус 2 (далее также земельный участок 3), утверждённой постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП по состоянию на 1 января 2014 года в размере 65 918 506,32 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014006:6, расположенного по адресу: город Москва, проспект Вернадского, владение 76 (далее также земельный участок 4), утверждённой постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП по состоянию на 1 января 2014 года в размере 54 118 992 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021003:55, расположенного по адресу: город Москва, улица Шереметьевская, владение 47А (далее также земельный участок 5), утверждённой постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП по состоянию на 1 января 2014 года в размере 165 638 217,70 рублей.
В обоснование своих требований ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" указывает, что несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как арендатора, поскольку арендная плата за пользование земельными участками установлена в процентном соотношении к их кадастровой стоимости.
Определением суда от 17 февраля 2016 года административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
С учетом уточнений своих требований административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, для земельного участка 1 в размере 97 600 000 рублей, для земельного участка 2 в размере 35 394 000 рублей, для земельного участка 3 в размере 22 900 000 рублей, для земельного участка 4 в размере 35 649 000 рублей, для земельного участка 5 в размере 120 216 000 рублей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" является арендатором земельных участков: с кадастровым номером 77:07:0003001:12, расположенный по адресу: город Москва, вдоль МКАД (58 км);
с кадастровым номером 77:04:0003001:126, расположенный по адресу: город Москва, улица Южнопортовая, владение 6, сооружение А;
с кадастровым номером 77:08:0013003:49, расположенный по адресу: город Москва, улица Таманская, владение 5, корпус 2;
с кадастровым номером 77:07:0014006:6, расположенный по адресу: город Москва, проспект Вернадского, владение 76;
с кадастровым номером 77:02:0021003:55, расположенный по адресу: город Москва, улица Шереметьевская, владение 47А.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года земельного участка 1 в размере 117 153 788, 31 рублей, земельного участка 2 в размере 71 713 970 рублей, земельного участка 3 в размере 65 918 506,32 рублей, земельного участка 4 в размере 54 118 992 рублей, земельного участка 5 в размере 165 638 217,70 рублей.
Оспаривая кадастровую стоимость, ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" представило в суд отчёты об оценке от 28 августа 2015 года, составленные ООО "----", в которых по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка 1 определена в размере 53 800 000 рублей, земельного участка 2 в размере 39 400 000 рублей, земельного участка 3 в размере 21 000 000 рублей, земельного участка 4 в размере 14 400 000 рублей, земельного участка 5 в размере 84 900 000 рублей.
На отчеты об оценке получены положительные экспертные заключения.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные возражения.
Определением суда от 17 февраля 2016 года по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "-----".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 марта 2016 года указанные выше отчёты об оценке от 28 августа 2015 года в целом не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая в них рыночная стоимость земельных участков не подтверждается. По состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка 1 составляет 97 600 000 рублей, земельного участка 2 - 35 394 000 рублей, земельного участка 3 - 22 900 000 рублей, земельного участка 4 - 35 649 000 рублей, земельного участка 5 - 120 216 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у Общества права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регламентируются специальными нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.