Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Е.В. Исаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе департамента городского имущества г. Москвы (далее - ДГИ г. Москвы) на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 20 октября 2015 года по административному иску Е.В. Елисеевой к ДГИ г. Москвы об оспаривании отказа в приёме документов о признании нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
установила:
Е.В. Елисеева обратилась в суд с указанным выше административным иском к ДГИ г. Москвы, полагая, что административный ответчик необоснованно посчитал необходимым представление ею паспортов граждан, включая матери административного истца, которые членами её семьи не являются.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 20 октября 2015 года постановлено: признать незаконным решение начальника управления ДГИ г. Москвы ***, выраженное в уведомлении об отказе в приёме документов за N *** от 18 марта 2015 года об отказе в приёме документов по заявлению Е.В. Елисеевой о признании её семьи нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть вопрос о принятии заявления Елисеевой Е.В. о признании ее семьи нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ без предоставления документов, удостоверяющих личность ***, ***, ***.
В апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Е.В. Елисеева просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ДГИ г. Москвы, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Е.В. Елисееву, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что решением управления ДГИ г. Москвы от 18 марта 2015 года Е.В. Елисеевой отказано в приёме документов по заявлению о признании её семьи нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку она не представила паспорта проживающих вместе с нею ***, ***, ***.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что представление затребованных у Е.В. Елисеевой документов не основано на законе.
С этим выводом судебная коллегия по административным делам Московского городского суда согласиться не может.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 3, п. 7, п. 8 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, результат предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 3); исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 7); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 8).
В соответствии с этим пунктом 2.2. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (утв. Постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП) определено, что граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих, в частности, сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи.
Пунктом 2.4.3 названного Регламента определено, что заявителям отказывается в приеме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламентом.
Понятие члена семьи для целей спорных правоотношений содержится в ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с названной нормой права члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
Таким образом, в спорных правоотношениях предполагается, пока иное не будет установлено в порядке гражданского судопроизводства, что регистрация по месту жительства граждан в одном жилом помещении (однокомнатной квартире, одной комнате в квартире) подтверждает, что они являются членами одной семьи.
Вопреки приведенным законоположениям, Е.В. Елисеева, не считающая свою *** *** и иных граждан - ***, *** - членами одной семьи, будучи зарегистрированной с ними по месту жительства в однокомнатной квартире, не представила документов, подтверждающих, что кто-либо из них имеет отдельный договор социального найма в отношении указанного жилого помещения, в который не включены другие зарегистрированные в квартире граждане, либо имеют в праве собственности отдельные жилые помещения в указанной квартире.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таком положении суд, признав оспариваемое решение нижестоящего органа ДГИ г. Москвы незаконным, неправильно применил закон, что влечет отмену решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 20 октября 2015 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административного иска Елисеевой Е.В. к ДГИ г. Москвы об оспаривании отказа в приёме документов о признании нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.