Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Измайлова Г. М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, соответствующей рыночной удовлетворить.
Установить по состоянию на 17 февраля 2014 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:3657 общей площадью 14 873 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, в размере 418 851 566 (четыреста восемнадцать миллионов восемьсот пятьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят шесть) руб. 00 коп. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001020:1100 общей площадью 887, 3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15 в размере 26 519 241 рублей (двадцать шесть миллионов пятьсот девятнадцать тысяч двести сорок один) руб. 00 коп. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:1012 общей площадью 706 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15 в размере 11 710 422 (одиннадцать миллионов семьсот десять тысяч четыреста двадцать два) руб. 00 коп. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:2880 общей площадью 5150 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, в размере 50 284 600 (пятьдесят миллионов двести восемьдесят четыре тысячи шестьсот) руб. 00 коп. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Измайлова Г. М. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является 18 декабря 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:3657 общей площадью 14 873 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1 по состоянию на 17 февраля 2014 года; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001020:1100 общей площадью 887, 3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15 по состоянию на 01 января 2014 г.; земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:1012 общей площадью 706 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15 по состоянию на 01 января 2014 г.; земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:2880 общей площадью 5150 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, по состоянию на 01 января 2014 г. в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",
установила:
Измайлов Г.М обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил установить по состоянию на 17 февраля 2014 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:3657 общей площадью 14 873 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, в размере 418 851 566 руб., по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001020:1100 общей площадью 887,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15, в размере 26 519 241 рублей, по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:1012 общей площадью 706 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15, в размере 11 710 422 руб., по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:2880 общей площадью 5 150 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, в размере 50 284 600 руб.
В обоснование требований указал, что по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого помещения и нежилого здания, собственником которых является административный истец, установлена в размере 622 002 245 руб. 70 коп. по состоянию на 17.02.2014 и 38 871 654 руб. 72 коп. по состоянию на 01.01.2014 соответственно. Кадастровая стоимость арендуемых земельных участков по состоянию на 01.01.2014 с кадастровым 77:05:0001020:1012 составила 52 790 733 руб. 46 коп., с кадастровым номером 77:05:0001020:2880 - 105 399 539 руб. 50 коп.
Установленная кадастровая стоимость данных объектов, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что Измайлов Г.М. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:3657, общей площадью 14 873 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, нежилого здания, с кадастровым номером 77:05:0001020:1100, общей площадью 887, 3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15, арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:1012, общей площадью 706 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15, земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:2880, общей площадью 5150 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого помещения установлена в размере 622 002 245 руб. 70 коп. по состоянию на 17.02.2014, нежилого здания в размере 38 871 654 руб. 72 коп. по состоянию на 01.01.2014., земельных участков по состоянию на 01.01.2014 с кадастровым 77:05:0001020:1012 - 52 790 733 руб. 46 коп., с кадастровым номером 77:05:0001020:2880 - 105 399 539 руб. 50 коп.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 25 сентября 2015 года ООО "-----", в котором рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:3657 составила 358 775 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001020:1100 - 26 335 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:1012 - 5 031 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:2880 - 36 699 000 рублей.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные замечания на отчет об оценке.
Определением суда от 07 апреля 2016 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "-----".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:3657, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25 А, строение 1, составляет 418 851 566 рублей, нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001020:1100, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15, составляет 26 519 241 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:1012, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 15, составляет 11 710 422 рубля, земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:2880, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 25А, строение 1, составляет 50 284 600 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у Общества права на оспаривание кадастровой стоимости объектов основаны на неправильном толковании норм материального права.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регламентируются специальными нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.