Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Неретиной Е.Н.,
судей Лукьянченко В.В., Пономарева А.Н.
при секретаре П.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Неретиной Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе Дмитриевой О.Б. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года, которым постановлено:
Взыскать с Дмитриевой Ольги Борисовны в пользу Государственного учреждения - ГУ Пенсионного фонда РФ N5 по г. Москве и Московской области недоимку по страховым взносам на страховую часть 550 руб. 32 коп., недоимку по взносам в Федеральный ФОМС 107 руб. 95 коп., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть в размере **, пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть ** коп., пени в Федеральный ФОМС ** коп., пени в Федеральный ФОМС ** коп.,
установила:
ГУ - ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Дмитриевой О.Б. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное страхование и пени в размере ** коп., мотивируя свои требования тем, что ответчик являлся плательщиком страховых взносов, однако предусмотренную законом обязанность по уплате страховых взносов за 2015 год не исполнила.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Дмитриева О.Б.
В заседание судебной коллегии Дмитриева О.Б. явилась доводы жалобы поддержала.
Представитель ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ N5 по г. Москве и Московской области ** О.В. явилась против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Дмитриева Ольга Борисовна осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 10.07.2007 ОГРНИП 307770000359164, ИНН 774300208240, прекратила деятельность в связи с принятием соответствующего решения 11.01.2015.
02.07.2015 в адрес Дмитриевой О.Б. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени N08721540611339 за отчетный период 2015 г. в сумме **.
Срок уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов был установлен вышеуказанным требованием до 21 июля 2015, однако в указанный срок административный ответчик требование не выполнил.
Административное исковое заявление истцом направлено в Головинский районный суд г. Москвы, которое определением судьи от 24 декабря 2015 г. оставлено без движения.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 64 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Удовлетворяя требования ГУ - ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области суд первой инстанции исходил из того, что Дмитриевой О.Б. не исполнена обязанность по своевременной уплате страховых взносов.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В п. п. 1, 2 ст. 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Обязанность плательщиков страховых взносов по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов также установлена п. 1 ч. 2 ст. 28 указанного Закона.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и в ФФОМС осуществляют территориальные органы ПФР (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не считает себя плательщиком страховых взносов на обязательное страхование в связи с тем, что в спорный период она не осуществляла предпринимательскую деятельность, являются необоснованными.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и определяющий в качестве плательщика страховых взносов индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
При этом законодатель не ставит уплату страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 23.09.2010 N 1189-О-О и от 12.05.2005 N 211-О).
Как следует из разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
В данном случае Дмитриевой О.Б. не представлено доказательств, что такие обстоятельства экстраординарного характера имели место в спорный период.
Процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности. Порядок снятия с учета определяется налоговым законодательством. Судом установлено, что данный порядок заявителем не соблюден.
В соответствии с нормами Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
Принятию органом Пенсионного фонда Российской Федерации установленных ст. ст. 19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ мер предшествует направление плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в порядке ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу ч. 1 ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Произведенные административным истцом расчеты, судебной коллегией проверены и признаются правильными, иного расчета суду не представлено.
Судом проверены доводы административного ответчика о пропуске срока на обращение в суд и признаны не состоятельными.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при неисполнении физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о взыскании недоимки может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что определением судьи Головинского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2015 г. административное исковое заявление истца было оставлено без движения, и в дальнейшем 01 февраля 2016 г. возвращено истцу. Также в материалах дела имеется копия определения мирового судьи судебного участка N68 района Ховрино г. Москвы от 08 октября 2015 г. об отмене судебного приказа от 31 июля 2015 г. о взыскании с Дмитриевой О.Б. недоимки.
Судом дана правильная оценка указанным обстоятельствам. Кроме того, коллегия полагает, что оснований для применения последствий истечения срока давности не имеется, поскольку административным истцом своевременно было направлено исковое заявление о взыскании недоимки, обратился за защитой нарушенного права. Вместе с тем данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Головинского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриевой О.Б. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.