Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Магомедовой Р.С. в защиту Джебнеха М.Д. на вступившее в законную силу постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 июня 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 июня 2015 года гражданин Республики Сирия Джебнех М.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по г. Москве.
В порядке, предусмотренном ст. 30.1 КоАП РФ, постановление судьи районного судьи не обжаловалось.
В настоящей жалобе защитник Джебнеха М.Д.- Магомедова Р.С. просит об изменении постановления судьи районного суда в части назначенного Джебнеху М.Д. наказания путем исключения административного выдворения за переделы территории Российской Федерации, ссылаясь на то, что Джебнех М.Д. не может быть принудительно выдворен, поскольку он обратился с заявлением о предоставление ему временного убежища в УФМС России по г. Москве, и отказ о предоставлении Джебнеху М.Д. временного убежища в настоящий момент обжалуется в установленном порядке, а также назначение дополнительного наказания в виде выдворения нарушает ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 года N 71-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 года N 71-ФЗ) установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 18 июня 2015 года в 04 часов 20 минут сотрудниками УФМС России по г. Москве по району Лосиноостровский по адресу: г. Москва, * в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики Сирия Джебнех М.Д., который прибыл на территорию Российской Федерации 28 июля 2012 года, в порядке, не требующем получения визы и по истечении срока пребывания (12 октября 2012 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, мер для легализации своего положения по месту фактического проживания не принял. Указанными действиями Джебнех М.Д. нарушил п.2 ст.5 Федерального Закона от 25.07.2002 года N ФЗ-115 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ст. 20,21,22 Федерального Закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Джебнеха М.Д. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортами полицейских ОР ППСП ОМВД России по Лосиноостровскому району г. Москвы; протоколом об административном задержании; справкой ЗИЦ ГУВД г. Москвы, УФМС России по г. Москве; выпиской из базы данных АС ЦБДУИГ; показаниями инспектора ИАЗ ОМВД Лосиноостровского района по г. Москве * и судебного пристава по ОУПДПС Бабушкинского ОСП *, допрошенных в качестве свидетелей при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Джебнеха М.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Утверждение заявителя жалобы о том, что Джебнех М.Д. не может быть принудительно выдворен с территории Российский Федерации, поскольку он обратился с заявлением о предоставление ему временного убежища в УФМС России по г. Москве, и отказ о предоставлении Джебнеху М.Д. временного убежища в настоящий момент обжалуется в установленном порядке, является несостоятельным.
В целях проверки доводов жалобы о том, что защитником Джебнеха М.Д.- Магомедовой Р.С. в органы ФМС России по г. Москве подано заявление о пересмотре решения УФМС России по г. Москве об отказе гражданину Республики Сирии Джебнеху М.Д. в предоставлении временного убежища на территории РФ, Московским городским судом сделан запрос в УФМС России по г. Москве, и согласно полученному ответу следует, что гражданину Сирийской Республики Джебнеху М.Д. 05 мая 2016 года отказано в удовлетворении жалобы, решение УФМС России по г. Москве от 18 марта 2016 года признано правомерным, с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации Джебнех М.Д. не обращался.
Таким образом, доказательств, подтверждающих наличие у Джебнеха М.Д. оснований для изменения постановления судьи районного суда в части назначенного наказания путем исключения административного выдворения за переделы территории Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года предусмотрено, что лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
Кроме того, прибытие Джебнеха М.Д. в 2012 году на территорию РФ не было обусловлено поиском убежища из-за сложившейся внутриполитической ситуации, каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что Джебнех М.Д., находясь на территории Республики Сирия может быть подвергнут пыткам, бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, заявителем не представлено и в исследованных материалах не содержится.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения Джебнеху М.Д. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему этой меры ответственности, обеспечивающей справедливое равновесие между конкурирующими интересами Джебнеха М.Д. и общества в целом, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения серьезных и неоднократных нарушений миграционного законодательства как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Ссылка в жалобе на наличие военных действий в Сирии, не является безусловным обстоятельством, исключающим наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок и срок давности привлечения Джебнеха М.Д. к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
В то же время, имеются основания для изменения постановления судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 июня 2015 года.
Согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Таким образом, КоАП РФ предусмотрено две формы административного выдворения. При этом в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.
Из материалов дела усматривается, что при назначении дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, решение о форме административного выдворения принято не было.
Вместе с тем в резолютивной части постановления судьи районного суда указано на назначение Джебнеху М.Д. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием его до административного выдворения в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по г. Москве.
По существу судьей, вынесшим постановление, Джебнеху М.Д. было назначено дополнительное наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием его в специальном учреждении иностранных граждан или лиц без гражданства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 июня 2015 года в отношении Джебнеха М.Д. подлежит изменению и уточнению в части указания формы административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.13, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Джебнеха М.Д. - изменить, изложить его резолютивную часть в следующей редакции: "признать Джебнеха М.Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по г. Москве".
В остальной части постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Джебнеха М.Д. оставить без изменения, жалобу защитника Магомедовой Р.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.