Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу адвоката Минушкиной А.И. в защиту Фридмана С. на вступившее в законную силу постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 августа 2015 года гражданин Республики Молдова Фридман С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось.
В настоящей жалобе адвокат Минушкина А.И. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что Фридман С. на основании постановления судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 15 августа 2014 года содержался под стражей до 12 августа 2015 года; дело рассмотрено с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и принципа презумпции невиновности; на территории Российской Федерации Фридман С. состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой Российской Федерации, с которой имеет совместных малолетних детей, применение такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, повлекло нарушение его права на уважение семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года, г. Рим).
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 389-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 12 августа 2015 года в 17 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Татарская, д.1, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ИАЗ ОМВД России по г. Москве по району Замоскворечье выявлен гражданин Республики Молдова Фридман С., въехавший в Российскую Федерацию 24 декабря 2013 года, в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п.2 ст. 5 Федерального Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколом об административном правонарушении; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; протоколом об административном задержании Фридмана С.: рапортом инспектора ОМВД России по г. Москве по району Замоскворечье; справкой о проведении по базе данных УФМС России по городу Москве по централизованному учету правонарушений; информацией из АС ЦБДУИГ на имя С.Фридмана.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Фридмана С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения в связи с нахождением Фридмана С. под стражей на основании постановления Замоскворецкого районного суда г.Москвы с 15.08.2014 по 12.08.2015, о том, что Фридман С. получил постановление об освобождении из под стражи только 12.08.2015, признаны не состоятельным.
Согласно материалам дела С.Фридман въехал 24 декабря 2013 года на территорию Российской Федерации. Срок пребывания на территории Российской Федерации органами миграционной службы в г.Орле был продлен С.Фридману до 01 августа 2014 года.
При таких обстоятельствах факт задержания С.Фридмана следователем СО ОМВД России по району Замоскворечье г.Москвы 14 августа 2014 года в порядке ст.91 УПК РФ и дальнейшее его помещение под стражу на основании постановления Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 15 августа 2014 года на срок до 12 августа 2015 года не имеют правового значения в рамках рассматриваемого дела, поскольку обязанность покинуть территорию Российской Федерации возникла у С.Фридмана 01 августа 2014 года.
Довод жалобы на то, что Фридман С. обращался в установленном законом порядке в органы миграционной службы с заявлениями о признании беженцем и о предоставлении временного убежища также не опровергает вывод судьи районного суда о наличии состава административного правонарушения, поскольку с указанными заявлениями Фридман С. обращался в период содержания под стражей и после 01.08.2014. Решениями заместителя начальника УФМС России по г.Москве от 04.06.2015 и 15.06.2015 в удовлетворении заявлений Фридмана С. было отказано. Письмом от 30.06.2015 Генеральной прокуратурой Российской Федерации было разъяснено Фридману С., что передача его на территорию Республики Молдова будет осуществлена после рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца.
Оснований для освобождения Фридмана С. от административной ответственности не имеется.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем изложенный в жалобе довод о том, что на территории Российской Федерации Фридман С. состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой Российской Федерации К.Т.Ю., с которой они имеют совместных малолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в связи с чем применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, повлекло нарушение его права на уважение семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г., г. Рим), заслуживает внимания.
На основании ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу ч. 2 названной статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Фридмана С. на уважение семейной жизни.
Как усматривается из приложенных заявителем к настоящей жалобе нотариально удостоверенных копий свидетельств о рождении Фридман Семен является отцом граждан Российской Федерации Фридмана Леонида, 02 сентября 2010 года рождения, и Фридмана Льва, 11 января 2012 года рождения. Мать малолетних детей Кобылинская Т.Ю. с малолетними детьми проживает в Московской области, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, а также документами, подтверждающими факт осуществления трудовой деятельности в г.Москве.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено, к административной ответственности Фридман С. ранее не привлекался. Приведенные выше обстоятельства, изученные при рассмотрении жалобы документы, достоверность которых сомнений не вызывает, в совокупности с материалами дела свидетельствуют о наличии семейной связи Фридмана С. в стране пребывания. При таком положении назначение Фридману С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 августа 2015 года надлежит изменить, исключив из него указание на назначенное Фридману С. дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда
Кроме того, в постановлении судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 августа 2015 года неправильно указана дата въезда Фридмана С. на территорию Российской Федерации 31 июля 2014 года, в то время как справка из АС ЦБДУГ содержит информацию о въезде Фридмана С. на территорию Российской Федерации 24 декабря 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу адвоката Минушкиной А.И. удовлетворить частично.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Фридмана Семена изменить, указать в описательной части постановления дату въезда Фридмана Семена на территорию Российской Федерации "24 декабря 2013 года", а также исключить из него назначенное Фридману С. дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Фридмана Семена оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.