Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя - руководителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" (далее - ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", Учреждение) Пошешулина А.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 22 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 22 декабря 2015 года постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года изменено: действия ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" переквалифицированы с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ на ст. 7.14 КоАП РФ, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Быковского А.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Пошешулин А.Ю., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что Учреждение не производило каких-либо работ, затрагивающих сам объект культурного наследия, Учреждением были проведены демонтажные работы только относительно незаконно возведенной пристройки, в связи с чем требований о составлении и согласовании с Мосгорнаследием проектно-сметной документации по сохранению объекта культурного наследия являются незаконными, при этом демонтаж незаконно возведенной постройки был произведен Учреждением в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" и Актом Госинспекции по недвижимости от 19.04.2014 г.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 7.14 КоАП РФ наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Как следует из материалов дела, 02 июня 2015 года в адрес Мосгорнаследия поступило заявление от ООО "_" по факту сноса части объекта культурного наследия регионального значения "_.", расположенного по адресу: г. Москва, ул. .. (далее - Объект).
Объект принят под государственную охрану в качестве выявленного памятника архитектуры протоколом архитектурной секции от 22 февраля 1995 года N 55 Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП г. Москвы. Приказом Мосгорнаследия от 8 апреля 2015 года N 39 Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Указанным приказом утверждены границы территории Объекта.
Правообладателем Объекта является ООО ".." на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20 июля 2011 года N 77АМ834170 и договора аренды с учетным номером Департамента городского имущества города Москвы от 09 апреля 2003 года N 00-00176/03 (ранее охранно-арендный договор от 01 января 2003 года N 162-3/2) и дополнительного соглашения к нему от 17 марта 2010 года.
Согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о подтверждении пресечения незаконного использования земельного участка от 25 мая 2015 года N 71620 установлено, что с тыльной стороны объекта демонтирована пристройка, площадью 20 кв.м.
При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что 23 мая 2015 года ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" по адресу: г. Москва, _, без согласования проектной и разрешительной документации с государственным органом охраны объекта культурного наследия, демонтировало пристройку, площадью 20 кв.м., установленную с тыльной стороны "_", принятого под государственную охрану, в качестве выявленного памятника архитектуры, на основании протокола архитектурной секции от 22 февраля 1995 года N 55 Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры наследия (Памятников истории и культуры народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значении) и Приказа Мосгорнаследия от 08 апреля 2015 года N 39, чем нарушило требования сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия.
Факт совершения ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией письма Госинспекции по недвижимости от 13 апреля 2015 года; копией факсограммы Префектуры ЦАО г. Москвы от 22 мая 2015 года; копией письма Управы района Замоскворечье города Москвы от 22 мая 2015 года; копией письма Управы района Замоскворечье города Москвы в адрес ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО"; копией письма Управы района Замоскворечье города Москвы от 23 мая 2015 года; копией письма Госинспекции по недвижимости от 28 мая 2015 года; копией акта от 23 мая 2015 года; копией должностной инструкции начальника отдела демонтажа и сноса; пояснительной запиской начальника отдела демонтажа и сноса от 16 июля 2015 года.
При рассмотрении настоящего дела и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, дали правильную юридическую оценку действиям ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, и виновности Учреждения в его совершении.
Доводы заявителя о том, что ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" не производило каких-либо работ, затрагивающих сам Объект культурного наследия, Учреждением были проведены демонтажные работы только относительно незаконно возведенной пристройки, в связи с чем требования о составлении и согласовании с Мосгорнаследием проектно-сметной документации по сохранению объекта культурного наследия являются незаконными, тогда как демонтаж незаконно возведенной постройки был произведен Учреждением в соответствии с Постановлением Правительства Москвы и Актом Госинспекции по недвижимости от 19.04.2014 г., подробно проверялись судьей Московского городского суда при рассмотрении жалобы и получили надлежащую оценку в судебном решении, оснований не согласиться с которой не имеется.
Так, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Как следует из ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП "Об утверждении Положении о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
В соответствии с п. 2.5 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2011 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечении) незаконного (нецелевого) использования земельных участков", префектуры административных округов города Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного постановления обеспечивают с привлечением государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы, либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, освобождение земельных участков, указанных в пункте 1.3 указанного постановления, в том числе путем демонтажа конструкций, вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2011 года N 819-ПП Префектурой Центрального административного округа города Москвы, на основании акта Госинспекции по недвижимости от 19 февраля 2014 года, дано поручение Управе района Замоскворечье и ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", организовать работы по демонтажу (сносу) пристройки. Пристройка демонтирована 23 мая 2015 года, что подтверждается актом Госинспекции по недвижимости от 25 мая 2015 года.
Из акта комиссии от 23 мая 2015 года подтверждающего демонтаж части объекта следует, что демонтаж произведен ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", а также то, что проектная документация на проведение указанных работ с Мосгорнаследием не согласовывалась, разрешение на демонтаж части Объекта Мосгорнаследием, не выдавалось. Выявленные обстоятельства послужили основанием к возбуждению Мосгорнаследием 16 июля 2015 года дела об административном правонарушении в отношении ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что демонтаж незаконно возведенной постройки был произведен ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" и Актом Госинспекции по недвижимости от 19.04.2014 г., не может быть принят во внимание, поскольку наличие данной документации, не освобождало лицо, проводящее работы по демонтажу, от обязанности соблюдения процедуры получения разрешения на выполнение работ, предусмотренных статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда судья Московского городского суда, установил фактические обстоятельства дела, пришел к правомерному выводу, что действия ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" подлежат квалификации по ст. 7.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Решением судьи Московского городского суда от 22 декабря 2015 года действия ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" переквалифицированы с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ на ст. 7.14 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверил дело в полном объёме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых постановление должностного лица и судебных актов.
Административное наказание в назначено ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 22 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги ЦАО" оставить без изменения, жалобу законного представителя - ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" Пошешулина А.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.