Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт "Высшая школа Современное образование" (далее по тексту Институт, ННОУ МЭИ "ВШСО") *** А.С. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 408 Красносельского района г. Москвы 02 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 408 Красносельского района г. Москвы 02 декабря 2013 года ННОУ МЭИ "ВШСО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник ННОУ МЭИ "ВШСО" *** А.С., выражая несогласие с названным судебным актом, просит его отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что нормативно - правовые и подзаконные акты, которыми руководствовалось должностное лицо Рособрнадзора при проведении проверки ННОУ МЭИ "ВШСО" утратили свою законную силу и являлись недействующими, в связи с чем, полагает результаты проверки противоречащими действующему на тот момент законодательству, а сам акт проверки недопустимым по делу доказательством.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности постановления мирового судьи судебного участка N 408 Красносельского района г. Москвы 02 декабря 2013 года в связи со следующим.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых обстоятельств совершения административного правонарушения) наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 40 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ.
На момент рассматриваемого события административного правонарушения действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которым был установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - Положение).
В соответствии с п. п. "в" п. 5 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В ходе рассмотрения дела мировым судьёй установлено, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной 24 октября 2013 года на предмет соблюдения Негосударственным некоммерческим образовательным учреждением Московским экономическим институтом "Высшая школа "Современное образование", расположенным по адресу: г. Москва, Малый *** законодательства о лицензировании образовательной деятельности, выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а именно: у лицензиата отсутствует доступ к электронно-библиотечным системам, в рабочих программах учебных дисциплин "Финансы организаций (предприятий)", "Психология и педагогика", "Инвестиции" превышен установленный предельный норматив устареваемости основной учебной литературы, у лицензиата отсутствует картотека книгообеспеченности учебного процесса.
Действия ННОУ МЭИ "ВШСО" квалифицированы мировым судьей по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ННОУ МЭИ "ВШСО" в его совершении подтверждены совокупностью имеющих в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, копией приказа N 1023 от 14.10.2013 года о проведении плановой выездной проверки, планом-заданием плановой выездной проверки, копией акта проверки, копией лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложением к ней, Уставом и другими материалами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ННОУ МЭИ "ВШСО" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и виновности ННОУ МЭИ "ВШСО" в его совершении.
Довод жалобы защитника о признании утратившими законную силу нормативных актов, перечисленных в приказе о назначении проверки, регулирующих образовательную деятельность и лицензионные условия требования к образовательной деятельности, нарушения которых были установлены в ходе проверки, основанием к признанию незаконным и отмене постановления мирового судьи служить не может.
Так, на момент выявления административного правонарушения - 24 октября 2013 г., указанные в приказе Рособрнадзора N 1023 от 14.10.2013 г. о проведении плановой выездной поверки, указанные в нем Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-I и Федеральный закон от 22.08.1996 г. N 125 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" действительно являлись утратившими силу с 01 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", также указанного в приказе о проведении проверки, положения которого, в частности ст. 91, закрепляли особенности лицензирования образовательной деятельности исходя из Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Как указывалось выше, на момент проведения проверки и выявления нарушения, послужившим основанием к возбуждению в отношении ННОУ МЭИ "ВШСО" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которое утратило силу только 07 ноября 2013 г. в связи с введением в действие порядка лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.
Иные, перечисленные в приказе подзаконные акты, регулирующие условия и порядок осуществления образовательной деятельности являлись действующими на момент выявления в действиях ННОУ МЭИ "ВШСО" состава вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, основания считать проведение в отношении ННОУ МЭИ "ВШСО" проверки соблюдения лицензионных требований и условий в образовательной деятельности незаконной, а полученные на по её результатам документы недопустимыми доказательствами, отсутствуют.
Административное наказание ННОУ МЭИ "ВШСО" в виде административного штрафа в размере 70000 (семидесяти тысяч) рублей является минимальным, назначено по правилам, установленным статьями 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтен характер правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ННОУ МЭИ "ВШСО" допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 408 Красносельского района г. Москвы 02 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт "Высшая школа Современное образование" оставить без изменения, жалобу защитника *** А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.