Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО "Медицинские услуги" Порхачевой Г.Е. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за вывозом мусора Объединение Административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы от 01 июля 2015 года, решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 08 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 18 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя начальника Инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 01 июля 2015 года ЗАО "Медицинские услуги" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Закона г.Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП Москвы), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 08 декабря 2015 года постановление начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 01 июля 2015 года оставлено без изменения, жалоба законного представителя ЗАО "Медицинские услуги" Порхачевой Г.Е. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 18 февраля 2016 года постановление должностного лица и решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 08 декабря 2015 года оставлены без изменения, жалоба генерального директора ЗАО "Медицинские услуги" Порхачевой Г.Е. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор ЗАО "Медицинские услуги" Порхачева Г.Е. просит об отмене постановления должностного лица, судебных решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на наличие заключенного 01 сентября 2009 года между Обществом и ООО "МАСТЕР-РЕМ" договора на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, на основании которого осуществлялся также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в связи с чем у Общества отсутствовала необходимость для заключения отдельного договора с мусоровывозящей организацией.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы наступает за нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве.
Согласно п. 3.1 Правил санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018, юридические лица, иные хозяйствующие субъекты и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ.
Из обжалуемого постановления заместителя начальника Инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 01 июля 2015 года следует, что в ходе проведения проверки 15 июня 2015 года в 15 часов 00 минут по адресу: ***, зафиксировано нарушение ЗАО "Медицинские услуги" п. 3.1 Правил санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018, а именно: отсутствие заключенного договора на вывоз твердобытовых отходов.
Данные обстоятельства, нашедшие отражение в акте обследования и протоколе об административном правонарушении, послужили основанием для вынесения заместителем начальника Инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы постановления от 01.07.2015 N15-52-И01-00003/01 о привлечении ЗАО "Медицинские услуги" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы.
Судебными инстанциями данное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Между тем выводы, изложенные в постановлении должностного лица и судебных актах, состоявшихся в порядке его обжалования, не учитывают следующее.
Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст.156 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N КАС07-764, подпункт "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусматривает, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с ч.1 ст.36 ЖК РФ, согласно которой к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и другие).
При таком положении сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся как в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, так и юридических лиц, использующих нежилые помещения в многоквартирном доме, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Оспаривая наличие у ЗАО "Медицинские услуги" обязанности по заключению отдельного договора на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, генеральный директор Общества Г.Е. Порхачева указывала на наличие заключенного с ООО "***" договора на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также на наличие оплаты по выставленным в рамках указанного договора счетов на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества общей площадью 1118.50 кв.м., расположенного по адресу ***.
Данным доводам правовая оценка при рассмотрении настоящего дела дана не была.
Между тем из материалов дела усматривается, что на основании договора аренды, заключенного с Департаментом имущества г.Москвы, ЗАО "Медицинские услуги" является арендатором нежилого помещения площадью 1118, 50 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу г.Москва, ул. ***, (л.д.9-21). ООО "***", является Управляющей компанией по управлению указанным многоквартирным жилым домом. Между ЗАО "Медицинские услуги" и ООО "***" заключен договор на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.01.2009 N0351/10 в соответствии с которым ЗАО "Медицинские услуги" производит оплату за коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома (л.д.132-138). Факт оплаты ЗАО "Медицинские услуги" за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО "***" подтверждается актами выверки расчетов с потребителями, а также платежными поручениями, актами сдачи-приемки предоставленных услуг (л.д.139,153-169).
Следовательно ЗАО "Медицинские услуги", как юридическое лицо, пользующееся нежилым помещением в многоквартирном доме, заключив договор с ООО "***" и оплачивая за содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого являются услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, исполнило обязанность, предусмотренную п. 3.1 Правил санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018.
При таких обстоятельствах основания считать, что не заключение ЗАО "Медицинские услуги" отдельного договора с мусоровывозящими организациями на вывоз твердобытовых отходов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП Москвы, отсутствуют.
Необходимо также отметить, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Из анализа приведенных нормативных актов и установленных обстоятельств дела следует, что заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по вывозу ТБО является прямой обязанностью ООО "***", как управляющей компании, и направлено на реализацию возложенных на нее функций по управлению многоквартирным домом. При этом ЗАО "Медицинские услуги" и в силу закона, и в силу договора от 01.01.2009 N0351/10 не лишено права и обязанности самостоятельно заключать договоры на вывоз мусора, в т.ч. не относящегося к твердобытовым отходам.
Изложенное подтверждает отсутствие в деянии ЗАО "Медицинские услуги" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП Москвы.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 01 июля 2015 года N15-52-И01-00003/01, решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 08 декабря 2015 года, решение судьи Московского городского суда от 18 февраля 2016 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.10 КоАП Москвы в отношении ЗАО "Медицинские услуги" подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу генерального директора ЗАО "Медицинские услуги" Г.Е.Порхачевой удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы от 01 июля 2015 года N15-52-И01-00003/01, решение судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 08 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 18 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.10 КоАП Москвы отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.