Московский городской суд в составе председательствующего судьи Рыбака А.Е.,
при секретаре Маркиной А. П.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры г. Москвы Якушовой А. Н.,
обвиняемого Мамырова и его защитников-адвокатов Ермакова , Горпенко и Третьякова,
рассмотрел в судебном заседании 15 июня 2016 года апелляционные жалобы защитника-адвоката Ермакова Ю. Ю. на постановление Тверского районного суда города Москвы от 13 мая 2016 года, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 02 месяца, т. е. до 11 июля 2016 года в отношении:
Мамырова - обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.1 ч. 2 п. "а" УК РФ.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения обвиняемого Мамырова Б. А. и его защитников-адвокатов Ермакова Ю. Ю., Горпенко М. Н. и Третьякова Г. В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Якушовой А. Н., полагавшей необходимым постановление оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, суд апелляционной инстанции
установил:
В производстве СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве находится уголовное дело, возбужденное 13.04.2016 г. в отношении неустановленных лиц по ст. 322.1 ч. 2 п. "а" УК РФ. 11.05.2016 г. в 16.00 час. в качестве подозреваемого порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ задержан Мамыров, который был допрошен в качестве подозреваемого с участием защитника, а 12.05.2016 г. ему было предъявлено обвинение в совершении указанного преступления и в тот же день он допрошен в качестве обвиняемого с участием защитника. Органом предварительного расследования Мамыров обвиняется в организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, организованной группой. Срок предварительного следствия подголовному делу продлен зам. начальника ГСУ ГУ МВД России по г. Москве до 13.07.2016 г.
13 мая 2016 года Тверским районным судом города Москвы удовлетворено ходатайство следователя и обвиняемому Мамырову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 02 месяца, т. е. до 11 июля 2016 года.
В апелляционных жалобах защитник-адвокат Ермаков выражает свое несогласие с постановлением суда, которое считает незаконным и необоснованным, просит отменить, изменить обвиняемому меру пресечения на залог или домашний арест. Жалобы мотивированы тем, что выводы суда о том, что Мамыров может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать воздействие на свидетелей и воспрепятствовать производству по делу не обоснованы. Достаточного обоснования для избрания обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу в ходатайстве следователя и представленных материалах не содержится. Ходатайство следователя и постановление суда составлены в форме предположений и основания, предусмотренные ст. 97 УПК РФ, для избрания такой меры пресечения не установлены и не подтверждены в ходе судебного разбирательства. Ходатайство следователя и постановление суда содержат лишь извлечения из статей УПК РФ. Довод суда о тяжести преступления противоречит процессуальному закону, поскольку сама тяжесть преступления не является причиной или основанием для избрания меры пресечения, а является условием для ее выбора. Довод о том, что обвиняемый, находясь на свободе, может уничтожить доказательства и оказать давление на участников уголовного судопроизводства не имеет юридического смысла и логически порочен. Кроме того, юридически недопустимо требовать избрания Мамырову меры пресечения в виде содержания под стражей только потому, что на свободе находятся неустановленные и, якобы, причастные к данному уголовному делу лица. Суд изложил в обжалуемом постановлении предположения ходатайства следователя как причину избрания меры пресечения в виде заключения под стражу Мамырову и защита полагает, что при установленных обстоятельствах суд был обязан применить меру пресечения в виде домашнего ареста либо залога.
Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит постановление суда первой инстанции законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Ходатайство об избрании обвиняемому Мамырову меры пресечения в виде заключения под стражу внесено в суд с согласия соответствующего руководителя следственного органа и отвечает требованиям, предусмотренным ст. 108 УПК РФ.
При решении вопроса об избрании меры пресечения судом приняты во внимание положения УПК РФ, регулирующие разрешение вышеназванного ходатайства, и в постановлении приведены конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых принято решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Как усматривается из представленных материалов, при рассмотрении ходатайства органа предварительного следствия, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности ходатайства органа предварительного следствия и согласился с ним, при этом, при принятии решения об удовлетворении ходатайства, судом первой инстанции приняты во внимание данные о личности Мамырова Б. А., установленные на момент рассмотрения ходатайства, в том числе о его возрасте, семейном положении и другие приведенные стороной защиты данные, а также то, что ему предъявлено обвинение в совершении тяжкого преступления, за совершение которого предусмотрена возможность назначения наказания исключительно в виде лишения свободы, в том числе на длительный срок, при этом все участники расследуемых событий не установлены, что с учетом стадии расследования данного уголовного дела и наличии сведений о нахождении ряда свидетелей в подчинении у Мамырова, а также с учетом характера и всех обстоятельств дела позволило суду первой инстанции обоснованно прийти к выводу о том, что он, находясь на свободе, может скрыться, воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Выводы суда основаны на представленных органами предварительного следствия материалах, которые, как видно из протокола судебного заседания, в полном объеме исследованы в ходе судебного заседания с участием сторон, не согласиться с указанными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Суд обоснованно пришел к выводу о невозможности избрания обвиняемому Мамырову иной меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.
Задержание Мамырова производилось при наличии к тому оснований и с соблюдением порядка задержания, предусмотренного ст. 91 УПК РФ. Обвинение ему предъявлено с соблюдением норм, предусмотренных главой 23 УПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для избрания иной меры пресечения, в том числе в виде залога или домашнего ареста, обвиняемому Мамырову, обоснованность подозрения которого в причастности к совершению расследуемого преступления судом первой инстанции надлежащим образом проверена исходя из представленных инициатором ходатайства конкретных сведений, содержащихся в представленных материалах, исследованных в ходе судебного заседания и перечисленных в решении суда первой инстанции, совокупность которых на данной стадии в достаточной степени указывает на его причастность к расследуемым событиям, при отсутствии убедительных данных, эту причастность исключающих, при этом, в строгом соответствии с действующим законодательством, суд первой инстанции не обсуждал достаточность собранных органом предварительного расследования доказательств, не подвергал их проверке и оценке применительно к Главе 11 УПК РФ, и не разрешал вопрос о правильности квалификации его действий, поскольку разрешение данных вопросов не входит в компетенцию суда на данной стадии уголовного судопроизводства, а возможно лишь при рассмотрении судом уголовного дела по существу.
Объективных данных, свидетельствующих о наличии у Мамырова какого-либо заболевания, препятствующего его содержанию в условиях следственного изолятора, не имеется, суду не представлено.
Как следует из протокола судебного заседания, ходатайство следователя об избрании обвиняемому меры пресечения было рассмотрено судом с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.
Суд апелляционной инстанции учитывает представленные защитой документы, в том числе характеризующие личность обвиняемого, однако, исходя из изложенного выше, оснований для изменения ему меры пресечения или ее отмены не усматривает.
Нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также норм международного права, влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, не имеется. Постановление суда первой инстанции соответствует требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ. Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления, в том числе, исходя из доводов апелляционных жалоб, нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Постановление Тверского районного суда г. Москвы от 13 мая 2016 года, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого Мамырова на срок 02 месяца, т. е. до 11 июля 2016 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы защитника - без удовлетворения.
Судья А. Е. Рыбак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.