Именем Российской Федерации
г. Москва 15 марта 2016 года
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., с участием прокурора Слободина С.А., при секретаре Килиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-417/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РВЛ-строй" о признании недействующим пункт 4879 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27.10.2015 г. N 705-ПП),
установил:
28 ноября 2014 г. Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г., и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 02 декабря 2014 г.
На момент рассмотрения дела судом постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП действует в редакции постановления Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. N 705-ПП.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 г. и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее Перечень).
Пунктом 4879 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание общей площадью 2588 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001004:1055, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.57, корп.2 (далее здание).
Общество с ограниченной ответственностью "РВЛ-строй" (далее ООО "РВЛ-строй"), являясь собственником двух нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0003013:2502, общей площадью 377,1 кв.м, и 77:09:0003013:2503, общей площадью 860,9 кв.м, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0001004:1055 по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.57, корп.2, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня его принятия пункт 4879 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП ( в редакции постановления Правительства Москвы от 27.10.2015 г.N 705-ПП).
В обоснование своих исковых требований административный истец указывает, что здание с кадастровым номером 77:09:0001004:1055 по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.57, корп.2 полностью отвечает признакам административно-делового центра в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом здание имеет площадь 2588 кв.м, что не позволяет отнести его к объектам налогообложения, определенным пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Включение данного здания в пункт 4879 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца ООО "РВЛ-строй" по доверенности Денисов В.И. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представители административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. и Снегирева А.И. возражали против удовлетворения исковых требований ООО "РВЛ-строй", полагали, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в частности на определение отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2015 г. определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещено 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. N 705-ПП "О признании утратившим силу отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" опубликовано 3 ноября 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 61, а также размещено 28 октября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и от 27 октября 2015 г. N 705-ПП подписаны Мэром Москвы.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (2015 года) по налогу на имущество организаций в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Из материалов дела судом установлено, что здание с кадастровым номером 77:09:0001004:1055 по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.57, корп.2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001004:69, общей площадью 4758 кв.м, вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации административных помещений и культурно-развлекательного центра; эксплуатации административных и торговых помещений; эксплуатации ресторана и административных помещений.
Здание является нежилым, отдельно стоящим, общей площадью 2588 кв.м.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 г. N 307-ФЗ).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 25 сентября 2014 г. составлен акт N9099503 обследования фактического использования здания, согласно которому здание по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.57, корп.2 фактически используется для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания (вид деятельности: общественное питание -100% от общей площади).
Заключение Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по установлению фактического использования здания никем не оспорено и не отменено.
Доказательств, свидетельствующих об ином фактическом использовании названного здания, административным истцом суду не представлено.
Представитель административного истца в судебном заседании не отрицал, что принадлежащие ООО "РВЛ-строй" нежилые помещения занимают площадь 1238 кв.м, то есть более 20% площади здания, и при этом нежилые помещения используются Обществом полностью для размещения офисов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что включение здания, общей площадью 2588 кв.м, имеющего кадастровый номер 77:09:0001004:1055 и расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.57, корп.2, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее подпункта 2 пункта 3 и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Утверждения административного истца о том, что Законом города Москвы от 05 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" административно-деловые центры выделены в отдельную категорию в пункте 1 статьи 1.1, а потому к таким зданиям не может применяться критерий, установленный пунктом 2 статьи 1.1. названного Закона, суд находит несостоятельными.
Анализ приведенного выше федерального и регионального законодательства, применительно к настоящему спору, показывает, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости устанавливаются в отношении таких объектов недвижимости как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом отнесение объекта недвижимости к данной категории возможно не только в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, но и в зависимости от его фактического использования.
Пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" определяет объекты недвижимости, в отношении которых налоговая база будет определяться как их кадастровая стоимость, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Пункт 2 названной статьи устанавливает такие объекты в зависимости от их фактического использования.
Здание, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие административному истцу ООО "РВЛ-Строй", имеет общую площадь свыше 2000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания. Следовательно, здание полностью подпадает под критерии, установленные этой нормой (пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 г. N 64).
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в оспариваемой части, не имеется.
Таким образом, постановление и приложение 1 к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод заявителя не нарушают.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "РВЛ-строй" о признании недействующим пункт 4879 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27.10.2015 г. N 705-ПП) - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда С.И. Колосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.