Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Килиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-426/16 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ХАНТ-ХОЛДИНГ" об изменении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ХАНТ-ХОЛДИНГ" (ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:34, площадью 144553 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл.1, утвержденную в размере 9 0004 032 906,40 рублей, установив кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 2 079 235 896,70 рублей; обязать Управление Росреестра по Москве внести в государственный кадастр недвижимости данные о величине установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, а также сведения о дате подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных административных исковых требований ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" указывает то, что на основании договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды NМ-05-022554, заключенного 30 июля 2004 года с Московским земельным комитетом, спорный земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004001:34 предоставлен Обществу в пользование на условиях долгосрочной аренды до 02 июля 2053 года для эксплуатации существующих зданий и сооружений. По условиям договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставке арендной платы полномочным органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. С 01 января 2015 года вступили в силу результаты новой кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". В приложении N3 постановления Правительства Москвы N 687-ПП под пунктом 53720 указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:34 и площадью 144 553 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл.1, составляет 9 004 032 906, 40 рублей. В этой связи административный истец получил уведомление от Департамента городского имущества города Москвы об изменении размера арендной платы. Государственная оценка земель была выполнена ООО "КО-ИНВЕСТ", из отчета которого следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определялась для вида разрешенного использования (ВРИ) N7- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. По мнению административного истца, основная часть строений относится к строениям промышленного назначения, остальные здания носят вспомогательный, обслуживающий характер, в связи с чем оценщиком неправильно определены условия, существенно влияющие на стоимость объекта недвижимости, допущена кадастровая ошибка при определении вида разрешенного использования земельного участка, что повлекло за собой неправильное исчисление кадастровой стоимости земельного участка.
Представители административного истца ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" по доверенностям адвокаты Старкова Т.А. и Колесников Е.В. в судебном заседании поддержали административные исковые требования в полном объеме.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что разрешенное использование земельного участка установлено по фактическому использованию объектов недвижимости, расположенных на арендуемом истцом земельном участке.
Представитель заинтересованного лица ООО "КО-ИНВЕСТ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на административное исковое заявление, указав о том, что разрешенное использование спорного земельного участка установлено по фактическому использованию расположенных на нем объектов недвижимости и соответствует видам разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7). В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N39 при определении кадастровой стоимости выбирался тот удельный показатель, значение которого больше.
С учетом надлежащего извещения ответчиков и заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу положений пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом по делу установлено, что ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004001:34, общей площадью 144553 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл.1, что подтверждается договором долгосрочной аренды от 30 июля 2004 года N М-05-022554, заключенным с Московским земельным комитетом.
По условиям договора аренды земельный участок площадью 144 553 кв.м предоставлен ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" в пользование для эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Согласно данным кадастрового учета спорный земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для эксплуатации существующих зданий и сооружений".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за пользование земельным участком производится в процентном соотношении к его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года установлена в размере 9 004 032 906, 40 рублей.
Государственная оценка земельного участка была выполнена ООО "КО-ИНВЕСТ", результаты оценки отражены в отчете N52/14 от 02 июня 2014 года.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с абзацами 11 и 37 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 27 октября 2015 года.
Решением комиссии от 17 ноября 2015 года заявление ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было отклонено.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, истец просит изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:34 и установить ее в размере 2 079 235 896,70 рублей, полагая, что оценщиком допущена кадастровая ошибка при определении вида разрешенного использования земельного участка, что повлекло за собой неправильное исчисление кадастровой стоимости земельного участка.
По мнению административного истца, вместо среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для вида разрешенного использования N9 "для размещения производственных и административных зданий" в размере 14 383, 90 рублей за кв.м был применен средний удельный показатель для вида разрешенного использования N7 "для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" в размере 62 288,00 рублей.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
До настоящего времени в г. Москве Правила землепользования и застройки не утверждены.
При этом подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в пункте 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными названным Приказом, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В соответствии с п. 3.1 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
В силу положений п.3 указанного постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N363-ПП, при отсутствии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка должно соответствовать фактическому использованию такого земельного участка, определенного на основании сведений о функциональном назначении зданий, расположенных на таком земельном участке.
По данным градостроительного плана на спорном земельном участке расположено 28 нежилых зданий, принадлежащих ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ".
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, возражая против удовлетворения административного искового заявления и ссылаясь на то, что в зданиях, расположенных на арендуемом истцом земельном участке, находятся административные, торговые, гостиничные помещения, представил рапорт Госинспекции по недвижимости города Москвы N9050910 от 06 апреля 2016 года о результатах обследования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл.1.
Главным инспектором Госинпекции по недвижимости города Москвы Дедовым И.А. в рапорте указано, что на спорном земельном участке расположен имущественный комплекс зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ". Здания и строения (28 зданий и строений), расположенные на земельном участке, имеют различную этажность и назначение. Внешним осмотром установлено, что основная часть зданий и строений используется под размещение офисов коммерческих организаций; часть зданий - под производственную и складскую деятельность; часть зданий - под размещение объектов общественного питания, торговлю (ресторан, кафе, магазины, аптека).
К рапорту обследования земельного участка приложена фототаблица из 20 фотографий с изображением зданий, расположенных на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл.1. Информация, содержащая в фототаблице, подтверждает результаты обследования земельного участка, приведенные в рапорте главного инспектора Госинспекции по недвижимости города Москвы, о том, что основная часть зданий и строений используется под размещение офисов коммерческих организаций (в том числе банков).
В ходе судебного разбирательства по делу представители административного истца пояснили, что незначительное количество площадей действительно сдается в аренду под офисы.
Кроме того, административным истцом в материалы дела представлена копия технического паспорта здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, дом 1, стр.22. По данным технического учета указанное 3-этажное здание является зданием магазина, общей площадью 977 кв.м.
Указанные обстоятельства административным истцом не опровергнуты.
Анализ приведенных положений действующего законодательства и фактических обстоятельств дела позволяет суду сделать вывод о том, что часть принадлежащих административному истцу помещений фактически используется под размещение офисов делового и административного назначения, а также под размещение объектов общественного питания, торговлю. При этом размещенные офисы непосредственно не связаны с производственной деятельностью ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ".
Доводы представителей административного истца о том, что в градостроительном плане земельного участка среди видов разрешенного использования перечислены только виды промышленного назначения, основанием для удовлетворения административного искового заявления не являются, поскольку фактическое использование объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, соответствует видам разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжений, сбыта и заготовок (1.2.9) и земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Доказательств того обстоятельства, что на момент проведения кадастровой оценки земель, проводимой в рамках государственного контракта, здания, расположенные на спорном земельном участке, фактически использовались как здания промышленного назначения, административном истцом не представлено.
В данном случае из отчета об оценке земельных участков N52/14 от 02 июня 2014 года, выполненного ООО "КО-ИНВЕСТ", усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:34 рассчитана исходя из вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (п. 1.2.7) и установлена в размере 9 004 032 906,30 рублей (62 288, 80 руб. за кв.м (удельный показатель кадастровой стоимости земель для вида разрешенного использования 1.2.7) х 144 553,00 кв.м (площадь земельного участка).
В соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний по кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка обоснованно применен наибольший удельный показатель кадастровой стоимости земель для вида разрешенного использования 1.2.7.
При таком положении дела оснований для изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:34 не имеется.
С учетом изложенного в удовлетворении административного искового заявления ООО "ХАНТ-ХОЛДИНГ" об изменении кадастровой стоимости земельного участка следует отказать.
В связи отказом в удовлетворении основного требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка производные требования об обязании Управления Росреестра по Москве внести в государственный кадастр недвижимости данные об изменении кадастровой стоимости земельного участка также подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "ХАНТ-ХОЛДИНГ" об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:34, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл.1, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N687-ПП по состоянию на 01 января 2014 года в размере 9 004 032 906,40 рублей, установлении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 2 079 235 896,70 рублей, об обязании Управления Росреестра по Москве внести в государственный кадастр недвижимости данные об изменении кадастровой стоимости земельного участка - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.