Именем Российской Федерации
г. Москва 05 апреля 2016 года.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Яресько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-434/2016 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "НОРДСТАР ТАУЭР" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "НОРДСТАР ТАУЭР" (далее ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР", Общество) обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 19 ноября 2015 года N51-5988/2015 и обязать Комиссию повторно рассмотреть ранее поданное (23 декабря 2014 года) заявление Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, строение 1.
В обоснование административных исковых требований истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1. Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2013 года. Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером 77:09:0005013:9583 по состоянию на 01 января 2013 года составляет 11 643 589 593, 40 рублей. По мнению истца, утвержденная кадастровая стоимость нежилого здания является завышенной. Решением Комиссии от 16 января 2015 года N51-152/2015 заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного нежилого здания было отклонено по причине несоответствия заявления и отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 07 сентября 2015 года указанное выше решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было признано незаконным, при этом суд обязал Комиссию повторно рассмотреть заявление об оспаривании кадастровой стоимости, поданное ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" 23 декабря 2014 года. 19 ноября 2015 года Комиссия по итогам повторного рассмотрения вновь отклонила заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, сославшись на то, что разница между рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью здания составила более 30%, а также на несоответствие заявления и отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". По мнению административного истца, у Комиссии не имелось оснований к отказу в удовлетворении заявления, поскольку в силу закона имеются основания для пересмотра кадастровой стоимости нежилого помещения и определении ее в размере рыночной, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" по доверенности Яцун О.В. административные исковые требования поддержала полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в письменных пояснениях.
Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве по доверенности Скиперский А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам ранее представленного письменного отзыва на иск, полагал оспариваемое решение Комиссии законным и обоснованным. Кроме того, просил принять во внимание, что сведения о спорном нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0005013:9583 были внесены в Государственный кадастр недвижимости 01 января 2014 года.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Пелевина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, полагала решение Комиссии законным и обоснованным, просила учесть, что истцом представлен отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года, тогда как сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:090005013:9583 были внесены Государственный кадастр недвижимости 01 января 2014 года.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу первому статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в комиссии и в суде.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" на праве собственности принадлежит нежилое, 42-этажное здание, площадью 135 535,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1.
Согласно кадастровой справке от 20 ноября 2014 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0005013:9583 составляет 11 643 589 593, 40 рублей. При этом в справке отражено, что кадастровая стоимость объекта утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
Административный истец, являясь собственником указанного нежилого здания и плательщиком налога на имущество организаций, полагая, что кадастровая стоимость здания существенно завышена, в соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 23 декабря 2014 года обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного здания с кадастровым номером 77:09:0005013:9583 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Решением от 16 января 2015 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве отклонила заявление Общества.
Не согласившись с таким решением Комиссии, административный истец обжаловал его в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 07 сентября 2015 года решение комиссии от 16 января 2015 года N51-152/2015 об отклонении заявления ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, признано незаконным, тем же решением суд обязал Комиссию повторно рассмотреть заявление ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" от 23 декабря 2014 года.
Решением суда установлено, что оспариваемое решение Комиссии по своему содержанию не соответствует Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N263, поскольку в нем не указаны конкретные недостатки по оформлению отчета и положительного заключения, отсутствует мотивировочная часть, что исключает возможность вывода о соответствии решения действующему законодательству.
Согласно абз. 5, 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
19 ноября 2015 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра, повторно рассмотрев поданное ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" 23 декабря 2014 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, приняла решение об отклонении заявления.
При этом из материалов дела судом установлено, что, обращаясь в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта, административный истец представил отчет N2014-01/323 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленный ООО "Бюро оценки бизнеса", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания, общей площадью 135 535,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, по состоянию на 01 января 2013 года составляет 6 769 240 000 рублей. К отчету приложено положительное заключение N586-st от 22 декабря 2014 года, выполненное Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организацией - Некоммерческое партнерство "Общество Профессиональных Экспертов и Оценщиков".
Решением Комиссии от 19 ноября 2015 года заявление ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, поданное 23 декабря 2014 года, отклонено со ссылкой на то, что разница между рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью объекта, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, составляет более 30%.
Кроме того, в оспариваемом решении комиссии содержится вывод о том, что оформление и содержание отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 4 Федерального стандарта оценки N3 (ФСО N3), пункту 5 Федерального стандарта N7 (ФСО N7). Положительное экспертное заключение не соответствует требованиям Федерального стандарта N3 (ФСО N3).
Как следует из представленного истцом отчета, оценка объекта проводилась по состоянию на 01 января 2013 года, то есть на дату формирования перечня объектов капитального строительства г. Москвы, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Москвы N752-ПП утверждены результаты определения их кадастровой стоимости.
Статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта, который подготавливается в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно положениям статьи 24.18 указанного закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Между тем, по информации, предоставленной по запросу суда ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, объект недвижимости (нежилое здание), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, учтен в государственном кадастре недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005013:1012 и 77:09:0005013:9583. При этом сведения о здании с кадастровым номером 77:09:0005013:1012, площадью 135515,5 кв.м внесены в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) 27 мая 2012 года на основании электронной копии технического паспорта, представленной Московским бюро технической инвентаризации. Сведения о здании с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, площадью 135535,3 кв.м внесены в ГКН 01 января 2014 года на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:09:0005013:1012, площадью 135515,5 кв.м утверждена постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" в размере 11 641 888 611, 64 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости составил 85 908,17 рублей за кв.м.
Кроме того, по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве 10 апреля 2014 года в ГКН была выявлена техническая ошибка в части дублирующих записей о здании. Кадастровому номеру 77:09:0005013:1012 присвоен статус "архивный", сведения об утвержденной постановлением Правительства Москвы N752-ПП кадастровой стоимости здания, пропорционально значению площади, перенесены в запись с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, которой отдан приоритет.
В то же время, силу предписаний, содержащихся в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в перечисленных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Согласно положениям пункта 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N 113, в случае, если образование, создание здания, помещения или включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, или изменение учетных характеристик происходят (произошли) после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.
Из содержания указанных выше нормативных правовых актов следует, что, если включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном помещении или изменение учетных характеристик произошли после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки, но до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов. При этом кадастровая стоимость такого объекта недвижимости определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, и в частности установлены минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе территориальных единиц города Москвы по состоянию на 1 января 2013 г., которые применяются с 1 января 2014 г.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0005013:9583 (площадь которого отличается от площади здания с кадастровым номером 77:09:0005013:1012) не было включено в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих государственной кадастровой оценке. Сведения о нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0005013:9583 площадью 135535,3 кв.м внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2014 г.
Следовательно, рыночная стоимость спорного здания должна быть определена на дату внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем рыночная стоимость нежилого здания площадью 135535,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, в отчете N2014-01/323 определена по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения его кадастровой стоимости.
Таким образом, представленный истцом в Комиссию отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства не соответствует требованиям статей 11, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям федеральных стандартов оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, о чем прямо указано в решении Комиссии от 19 ноября 2015 года.
При этом обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 07 сентября 2015 года, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку предметом судебной проверки по ранее рассмотренному делу являлось иное решение Комиссии, принятое 16 января 2015 года.
Доводы истца о том, что на момент обращения в Комиссию для пересмотра кадастровой стоимости в Государственном кадастре недвижимости в отношении здания по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, существовал только один кадастровый номер 77:09:0005013:9583, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку судом установлено, что объект с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 752-ПП.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости здания от 19 ноября 2015 года N51-5988/2015 об отклонении заявления ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания принято в соответствии с Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, отвечает требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" следует отказать полностью.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 19 ноября 2015 года N51-5988/2015 об отклонении заявления ЗАО "НОРДСТАР ТАУЭР" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0005013:9583, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Беговая, дом 3, стр.1, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.