Именем Российской Федерации
13 мая 2016 года
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Москве административное дело по административному исковому заявлению ООО "СЮРПРИЗ-М" об оспаривании пункта 3, пунктов 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (вместе с "Перечнем случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях"),
установил:
В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации города Москвы по управлению государственным имуществом города Москвы и предоставлению имущественной поддержки субъектам, арендующим объекты нежилого фонда имущественной казны города Москвы, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (вместе с "Перечнем случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях"), опубликованное в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 1, 28.12.2012.
Постановление действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 29.10.2013 N 710-ПП, от 23.12.2013 N 869-ПП, от 18.06.2014 N 349-ПП, от 01.07.2014 N 364-ПП, от 17.09.2014 N 541-ПП, от 11.11.2014 N 650-ПП, от 09.12.2014 N 739-ПП, от 24.12.2014 N 816-ПП, от 24.02.2015 N 70-ПП, от 15.07.2015 N 440-ПП, от 26.08.2015 N 544-ПП, от 17.12.2015 N 897-ПП, от 22.12.2015 N 907-ПП).
Пунктом 3 названного постановления предусмотрено, что при расчете ставки арендной платы по договорам аренды (за исключением договоров аренды, заключенных по результатам торгов) ежегодно с 1 января текущего года подлежит применении коэффициент-дефлятор с учетом индекса 1,10.
Пунктами 4(1).2 - 4(1).4 постановления предусмотрена ответственность арендаторов при нарушении платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях.
ООО "Сюрприз-М" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству о признании недействующими п. 3, 4(1).2 - 4(1).4 указанного постановления, ссылаясь на то, что относится к субъектам малого предпринимательства, является арендатором нежилого помещения площадью 77,9 кв.м., расположенного в подвальном помещении дома N22 по ул. Ефремова г. Москвы на основании договора аренды от 27.03.2006 года N01-00363/06. В настоящее время в арбитражном суде г. Москвы имеется спор по иску арендодателя к ООО "СЮРПРИЗ-М" о взыскании задолженности по договору, пени и расторжении договора.
Административный истец мотивировал свои требования тем, что оспариваемые положения противоречат требованиям ст.ст. 8, 34, 71, 72 Конституции РФ, ст.ст. 330, 420, 421, 433, 435, 438, 450, 451, 614, 615, 619, 654 ГК РФ, Федеральным законам от 27.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Уставу г. Москвы, Закону г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", ст. 18 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью г. Москвы".
По мнению административного истца, Правительством Москвы с превышением своих полномочий установлен коэффициент-дефлятор к арендным платежам, поскольку введение указанного коэффициента относится к исключительной компетенции Минэкономразвития.
Также общество полагает, что положениями пунктов 4 (1).2 - 4(1).4 постановления за несвоевременную уплату арендных платежей определена ответственность, которая не предусмотрена нормами гражданского законодательства.
Административный истец считает, что если арендатор нарушает платежную дисциплину, то в силу ст.ст.619, 621 ГК РФ и по условиям договоров арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор, не заключать договор с таким арендатором на новый срок, либо, как это предусмотрено в п.3 ст.18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав аренды по другим основаниям.
Положения пунктов 4(1).2.3., 4(1).3.2. и 4(1).4.1. постановления, предписывающие арендодателю возможность в одностороннем (без акцепта) порядке изменять ставки арендной платы на основании заключений независимых оценщиков об их рыночных величинах в отношении действующих договоров аренды, противоречат нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, по мнению административного истца, пункт 1.(1) постановления Правительства Москвы N 809-ПП в корреспонденции с п. 5 приложения N 1 перечня случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях к Постановлению Правительства Москвы N 809-ПП свидетельствуют о невозможности применения к ООО "Сюрприз-М" пунктов 4(1).2 - 4(1).4 постановления.
На основании изложенного, просил суд признать недействующими п.3 и пункты 4(1).2. - 4(1).4. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 года N809-ПП.
Представитель административного истца Аринич О.В. в судебное заседание явился, заявленные требования с учетом уточнений поддержал.
Представители административного ответчика Правительства Москвы Ланда В.М. и Забелян С.А., представляющая также интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения административного иска, представив письменные возражения. Ссылались на то, что оспариваемое в части постановление не противоречит закону или иному нормативному правовому акту, принято в пределах компетенции и полномочий Правительства Москвы и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из содержания оспариваемого в части постановления следует, что данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с предоставлением недвижимого имущества, находящегося в имущественной казне города Москвы, в аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 26.12 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм федерального законодательства следует, что управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации находится в ведении субъекта Российской Федерации.
К полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" относится управление и распоряжение собственностью города Москвы.
Из пунктов 3 и 4 статьи 20 Устава города Москвы (Закон г. Москвы от 28.06.1995) следует, что имущество, являющееся собственностью города Москвы, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, входит в казну города Москвы. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом города и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Из положений ст. 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" следует, что от имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона г. Москвы от 26.12.2007 N 53 "Об имущественной казне города Москвы" объекты имущественной казны могут передаваться в аренду в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Порядок передачи объектов имущественной казны в аренду устанавливается Правительством Москвы.
Пунктом 7 статьи 19 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" предусмотрено, что порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
Пунктом 1 статьи 44 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 11 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области экономического развития города Москвы (п. 1 ст. 11); организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти (п.2 ст. 11); обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики (п.9 ст. 11); устанавливает ставки арендной платы, других платежей за пользование недвижимым имуществом города Москвы, сроки и размеры отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий города Москвы, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также порядок распределения доходов казенных предприятий города Москвы (п. 10 ст. 11).
Статьей 21 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" установлено, что порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы устанавливается Правительством Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Согласно ч.1 ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП опубликовано в установленном порядке в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 1, 28.12.2012.
Таким образом, постановление Правительства Москвы 25.12.2012 N 809-ПП опубликовано в установленном порядке.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции).
Органы исполнительной власти города Москвы принимают меры для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
К мерам для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства относится предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы, использование специальных налоговых режимов и установление льготных ставок арендной платы в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами города Москвы (ч. 1. п.4 ч.2 ст. 11 Закона г. Москвы от 26.11.2008 г. N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее Закон г. Москвы N60).
Поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства может предоставляться в форме имущественной поддержки (ч. 1 ст. 16 Закона N 209-ФЗ. п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона г. Москвы N 60).
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч.1 ст. 18 Закона N209-ФЗ и ч. 1 ст. 19 Закона г. Москвы N60).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 16 Закона N209-ФЗ).
Как следует из преамбулы постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП, данный нормативный правовой акт принят в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации города Москвы по управлению государственным имуществом города Москвы и предоставлению имущественной поддержки субъектам, арендующим объекты нежилого фонда имущественной казны города Москвы, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указанным постановлением утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (приложение 1), а также порядок определения арендной платы.
Исходя из вышеизложенных норм права следует, что в настоящее время действующим законодательством установлено два порядка определения размера арендной платы: с применением договорной и льготной ставки.
Договорная ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства, не имеющим права на имущественную поддержку, устанавливается на основании независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы. Договором аренды установлена обязанность арендодателя по применению санкций (виды гражданской ответственности), предусмотренных договором и действующим законодательством к арендодателю за ненадлежащие исполнение договора.
Льготная ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы на основании постановления N 809-ПП.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы N 809-ПП утвержден Перечень видов использования нежилых помещений, находящихся в казне города Москвы, и применяемых коэффициентов.
Пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы N 809-ПП установлено, что порядок определения размера арендной платы, определенный приложением 1 к настоящему постановлению, применяется в отношении действующих и вновь оформляемых договоров аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, за исключением договоров аренды, заключенных по результатам проведения торгов, а также договоров аренды, по которым применены фиксированные ставки арендной платы, устанавливаемые Правительством Москвы.
Для арендаторов предусмотрено установление различных арендных ставок: либо минимальная ставка арендной ставки, которая определена 3500 руб. за 1 кв.м, либо фиксированная ставка, либо ставка арендной платы, установленная на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы с применением понижающего коэффициента.
В отдельную группу выделены субъекты малого предпринимательства (строка 5 приложения 1), для которых ставка арендной платы устанавливается Правительством Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Как следует из материалов дела, 27.03.2006 между ООО "Сюрприз-М" как субъектом малого предпринимательства и Департаментом городского имущества города Москвы заключен договор аренды N 01-00363/06 нежилого помещения общей площадью 77,90 кв.м, расположенного по адресу: ул. Ефремова, д.22, под магазин сроком до 28.02.2011 г.
В настоящее время договор аренды в соответствии с положениями ст. 621 ГК РФ продлен на неопределенный срок.
ООО "Сюрприз-М" установлена минимальная ставка арендной платы.
Постановление Правительства Москвы N 809-ПП регулирует порядок применения минимальной ставки арендной платы, устанавливаемой Правительством Москвы ежегодно.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, который оспаривается административным истцом, при расчете ставки арендной платы по договорам аренды (за исключением договоров аренды, заключенных по результатам торгов) ежегодно с 1 января текущего года постановлено применять коэффициент-дефлятор с учетом индекса 1,10.
Пунктом 5.1.3 договора аренды, заключенного с административным истцом, установлено, что арендодатель вправе ежегодно изменять размер арендной платы в соответствии с пунктами 6.2., 6.3. настоящего договора, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
При этом ежегодная арендная плата исчисляется путем умножения ставки арендной платы, действовавшей в предыдущие года, с учетом коэффициента-дефлятора, на новый коэффициент-дефлятор.
Пунктом 6.3 договора аренды установлено, что стороны пришли к соглашению, что арендная плата с учетом коэффициента-дефлятора подлежит обязательной уплате арендатором без дополнительного согласования и внесения соответствующих изменений в настоящий договор.
ООО "Сюрприз" полагает, что Правительством Москвы неправомерно использовано понятие коэффициента-дефлятора для регулирования арендных отношений, поскольку указанный экономический термин, по мнению заявителя, может применяться только при регулировании налоговых правоотношений.
Отклоняя указанный довод, суд исходит из того, что в экономической науке дается следующее определение "коэффициент-дефлятора" - это коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации и устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год.
Нормативное определение "коэффициента-дефлятора" приведено в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
Между тем, Правительство Москвы в постановлении от 25.12.2012 N 809-ПП в целях расчета ставки арендной платы по договорам аренды применяет понятие коэффициента-дефлятора, отличное от коэффициента-дефлятора, утверждаемого ежегодно Минэкономразвития и используемого в целях регулирования налогообложения.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП предусматривается ежегодное изменение размера арендной платы на размер коэффициента-дефлятора, соответствующего прогнозному индексу потребительских цен в Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы введение в формулу расчета арендной платы коэффициента-дефлятора заключается в том, что арендная плата может изменяться в зависимости от изменения уровня инфляции и системы цен. То есть задача дефлятора - учитывать колебания уровня инфляции и системы цен и приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системы цен. Кроме того, понятие "коэффициент-дефлятор" применяется при проведении переоценки объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации с применением коэффициента-дефлятора.
Размер коэффициента-дефлятора с учетом индекса 1.10 устанавливается на основании прогноза показателей инфляции и системы цен, разработанных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. По официальным данным Росстата годовая инфляция в России за 2015 год составила 12.9 %. Прогноз инфляции на 2016 год составляет 10.0 %, однако предварительный прогноз, как правило, отличается от инфляции в целом за год. Следовательно, установленный Правительством Москвы в Постановлении от 25.12.2012 N 809-ПП коэффициент-дефлятор с учетом индекса 1.10 соответствует уровню инфляции в Российской Федерации и прогнозному индексу потребительских цен на соответствующий финансовый год.
Указанное представителем административного истца в суде не опровергнуто.
Ссылка административного истца на постановление Правительства Москвы от 18.03.2008 N 179-ПП "О Порядке определения коэффициентов изменения размера рыночной арендной платы за нежилые помещения в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Москвы", подлежит отклонению судом, поскольку указанное постановление применялось в отношении рыночной арендной платы, а не льготной. Кроме того, порядок определения коэффициентов изменения размера рыночной арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 18.03.2008 N 179-ПП, утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 21.12.2011 N 601-ПП.
В обоснование административного иска ООО "СЮРПРИЗ-М" указывает на пункт 4(5) постановления Правительства Москвы N 809-ПП, согласно которому размер платы, установленный в соответствии с приложением 2 к настоящему постановлению, подлежит корректировке не чаще одного раза в год на коэффициент-дефлятор, ежегодно утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации.
Между тем, из пункта 4(5) постановления N 809-ПП следует, что он применяется в отношении приложения N 2 к настоящему постановлению, которым утверждены ставки ежемесячной арендной платы за размещение оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи на объектах, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 29.11.2012 N 752-РП "Об утверждении перечня объектов государственной собственности города Москвы для первоочередного размещения базовых станций подвижной радиотелефонной связи".
Арендуемое ООО "СЮРПРИЗ-М" нежилое помещение не относится к перечню объектов недвижимого имущества, утвержденному в приложении N 2 к постановлению N 809-ПП, в связи с чем указанный пункт постановления не нарушает права административного истца.
При таких обстоятельствах и поскольку в данном случае коэффициент-дефлятор принят органом исполнительной власти города Москвы для целей изменения арендной платы за сдаваемое в аренду имущество, находящиеся в имущественной казне города Москвы, и в силу толкования оспариваемого положения не применяется к налоговым отношениям, доводы административного истца о том, что Правительство Москвы, устанавливая данный коэффициент, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, являются ошибочными.
Изменение арендной платы в таком порядке не противоречит ст.ст. 450, 451, 614, 619, 654 ГК РФ, поскольку изменение арендной ставки зависит непосредственно от условий конкретного заключенного между сторонами договора, что согласуется с разъяснениями, приведенными в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Согласно данному пункту, если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать, что акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ).
Между тем, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В оспариваемых пунктах 4(1).2. - 4(1).4. постановления N 809-ПП установлены последствия нарушения арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях.
В соответствии с пунктом 4(1).2.1. постановления в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год.
В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25 (пункт 4(1).2.2. постановления).
Согласно пункту 4(1).2.3. постановления N 809-ПП в случае если при применении корректирующего коэффициента 1,25 (пункт 4(1).2.2 настоящего постановления) ставка арендной платы будет превышать размер, определенный в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, то в отношении указанного нежилого помещения устанавливается ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика.
В случае если при применении корректирующего коэффициента 1,25 (пункт 4(1).2.2 настоящего постановления) ставка арендной платы будет превышать размер, определенный в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, то в отношении указанного нежилого помещения устанавливается ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика (п. 4(1).2.3. постановления N 809-ПП).
При повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях в соответствии с п. 4(1).3.1. по договорам аренды нежилых помещений с льготной ставкой, установленной в соответствии с пунктом 4(1).2.1 настоящего постановления, применяется корректирующий коэффициент 1,25 с учетом положений пункта 4(1).2.3 настоящего постановления.
В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы. Арендатор утрачивает право на применение льготных ставок арендной платы по иным заключенным с таким арендатором и действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы (п. 4(1).3.2. постановления N 809-ПП).
В силу п. 4(1).3.3 постановления N 809-ПП в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, на последующие годы сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, с применением корректирующего коэффициента 1,25 и коэффициента-дефлятора, установленного Правительством Москвы на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1).4 настоящего постановления.
В случае последующего нарушения арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях в соответствии с п. 4(1).4.1. по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктом 4(1).3.3 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
При непогашении задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления, а также в случае очередного нарушения платежной дисциплины арендаторами, погасившими задолженность (пункт 4(1).4 настоящего постановления), Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договоров аренды нежилых помещений по инициативе арендодателя с взысканием неустойки, предусмотренной условиями договора аренды (п. 4(1).4.2. Постановления N 809 -ПП).
Таким образом, исходя из вышеизложенных положений постановления Правительства Москвы N 809-ПП следует, что за нарушения, перечисленные в пунктах 4(1).2 - 4(1).4, арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях, арендаторы лишаются установленной льготы, что, по мнению суда, нельзя считать тождественным гражданско-правовой ответственности, предусмотренной положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1.6.3. постановления Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" Правительство Москвы принимает решение об установлении регулируемых ставок арендной платы и мер государственной имущественной поддержки арендаторов.
Принятию решения об установлении мер государственной имущественной поддержки арендаторам нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, передаваемых в аренду на льготных условиях, предшествует соответствующее предложение с представлением обоснования социально-экономических результатов, получаемых от снижения арендной платы, заключения об эффективности использования ранее предоставленных мер имущественной и финансовой поддержки и т.д.
Кроме того, решение об установлении мер государственной имущественной поддержки арендаторам нежилых помещений принимается исходя из бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
Основой формирования проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период являются показатели прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий период и данные реестра расходных обязательств города Москвы.
Таким образом, установление мер государственной имущественной поддержки является правом субъекта Российской Федерации и принимается исходя из соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.
Оспариваемое в части постановление N 809-ПП принято Правительством Москвы в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации города Москвы по управлению государственным имуществом города Москвы и предоставлению имущественной поддержки субъектам, арендующим объекты нежилого фонда имущественной казны города Москвы, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.
Указанным постановлением, как указано ранее, утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (приложение 1), а также порядок определения арендной платы.
По мнению административного истца, при принятии пунктов 4(1).2. - 4(1).4. постановления N 809-ПП Правительство Москвы вышло за пределы компетенции, а кроме того, применение рыночной ставки к арендаторам, имеющим право на льготную ставку, приводит к ухудшению их положения и причинению вреда таким арендаторам.
Как следует из постановления N 809-ПП, применению пунктов 4(1).2. - 4(1).4. предшествует направление Департаментом уведомления о необходимости погашения образовавшейся задолженности по арендной плате.
Таким образом, пункты 4(1).2. - 4(1).4. постановления N 809-ПП применяются исключительно к недобросовестным арендаторам.
Критерии определения недобросовестности арендатора установлены в пункте 3.3.1.10. Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП.
В соответствии с пунктом 3.3.1.10. Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, по результатам мониторинга исполнения договоров аренды арендатор признается недобросовестным в случае, если им было допущено хотя бы одно из следующих нарушений:
а) наличие задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплата арендной платы, повлекшая задолженность, превышающую размер арендной платы за два срока оплаты;
б) отказ от подписания в двухнедельный срок с момента получения уведомления о произведенном расчете ставки арендной платы (дополнительного соглашения о ее изменении);
в) передача объекта аренды полностью или части в субаренду, передача третьим лицам иным образом, а также иное распоряжение правом аренды без согласия арендодателя;
г) использование объекта аренды по назначению, не предусмотренному договором;
д) проведение переоборудования или перепланировки арендуемого помещения либо его части без согласования арендодателя, если иное не установлено правовыми актами Правительства Москвы.
Согласно пункту 3.3.1.11. вышеуказанного Положения в случае нарушения, предусмотренного подпунктами "б", "в", "г" и "д" пункта 3.3.1.10 настоящего Положения, арендатор утрачивает право на применение ставки арендной платы, установленной подпунктом "в" пункта 3.3.1.9 настоящего Положения. В случае нарушения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3.3.1.10 настоящего Положения, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
Пунктом 3.3.1.12. Положения установлено, что Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договора аренды по инициативе арендодателя:
а) в случае нарушения, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3.3.1.10 настоящего Положения, и повторного нарушения, предусмотренного подпунктом "в" пункта 3.3.1.10 настоящего Положения, допущенного арендатором, арендующим объекты нежилого фонда на льготных условиях, - с уплатой штрафа в размере установленной на соответствующий год ставки арендной платы;
б) в случае, предусмотренном пунктом 4(1).4.2 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления ими гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
При установлении арендаторам нежилых помещений льготной ставки арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 809-ПП все субъекты регулируемых отношений находятся в равных условиях (ст. 1 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Таким образом, предусмотренные п.п. 4(1)2-4(1)4 постановления последствия нарушения арендаторами платежной дисциплины определяют условия, при которых у арендаторов утрачивается право на применение льготной ставки арендной платы. Данные положения направлены на реализацию полномочий органов государственной власти по управлению имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Следовательно, пункты 4(1).2. - 4(1).4. постановления N 809-ПП приняты Правительством Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы", а также положениями Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 1, 10 ГК РФ).
Доводы административного истца о применении к ООО "Сюрприз-М" положений постановления Правительства Москвы N 809-ПП в части пунктов 4(1).2 -4(1).4 зависят от наличия в договоре соответствующих условий, и в рамках настоящего административного иска, предметом которого является абстрактный нормоконтроль, не могут быть приняты во внимание, поскольку подлежат проверке судом при разрешении конкретного гражданско-правового спора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством города Москвы в пределах полномочий и законодательству, имеющему большую юридическую силу, он не противоречит, права и законные интересы административного истца не нарушает.
В такой ситуации требования ООО "СЮРПРИЗ-М" об оспаривании пунктов 3, 4(1).2-4(1).4 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (вместе с "Перечнем случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях") не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "СЮРПРИЗ-М" об оспаривании пункта 3, пунктов 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (вместе с "Перечнем случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях") отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Дело N 3А-498/2016
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
13 мая 2016 года
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Москве административное дело по административному исковому заявлению ООО "СЮРПРИЗ-М" об оспаривании пункта 3, пунктов 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (вместе с "Перечнем случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях"),
Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "СЮРПРИЗ-М" об оспаривании пункта 3, пунктов 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (вместе с "Перечнем случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях") отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.