Именем Российской Федерации
г. Москва 05 мая 2016 года.
Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И.,
при секретаре Килиной О.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сол-медиа" о признании недействующими пунктов 9.3, 9.4 (1) приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций",
установил:
12 декабря 2012 года Правительством Москвы принято постановление N 712-ПП, которым утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Постановление подписано Мэром Москвы и официально опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 13 декабря 2012 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, 14 декабря 2012 года.
Согласно пункту 9.3 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций хранение демонтированных рекламных конструкций, размещенных с нарушением настоящих Правил, производится в течение не более одного месяца со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 N 434-ПП названные Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций дополнены пунктом 9.4(1), которым предусмотрено, что в случае если в течение месяца с даты демонтажа рекламной конструкции собственник или иной законный владелец рекламной конструкции не забрал рекламную конструкцию с места хранения, то Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы после письменного предупреждения собственника или иного законного владельца рекламной конструкции продает рекламную конструкцию в установленном законодательством порядке.
В случае если собственник или иной законный владелец рекламной конструкции, расположенной на недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы, не выявлен, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы по истечении месяца со дня демонтажа продает или утилизирует рекламную конструкцию в соответствии с установленным порядком.
Вырученная от продажи сумма, за вычетом расходов на демонтаж, хранение и продажу рекламной конструкции, подлежит перечислению собственнику или иному законному владельцу рекламной конструкции.
Общество с ограниченной ответственностью "Сол-медиа" обращалось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы о взыскании ущерба в связи с демонтажом и утилизацией рекламной конструкции, размещенной на стене здания по адресу: г. Москва, ул. Б.Серпуховская, д.16/15, стр.1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований ООО "Сол-медиа" отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Сол-медиа", основным видом деятельности которого является производство рекламной продукции, оказание рекламных услуг, полагая свои права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушенными, обратилось в Московский городской суд с заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия пункты 9.3 и 9.4 (1) Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций" (в редакции постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 434-ПП).
В обоснование административного искового заявления истец указывает, что положения пунктов 9.3 и 9.4 (1) Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, предоставляющие Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы право на продажу и утилизацию демонтированных рекламных конструкций, ранее размещенных с нарушением Правил, по истечении месяца хранения со дня демонтажа, противоречат требованиям части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку их применение влечет нарушение права собственности собственников рекламных конструкций на данные конструкции.
Представитель административного истца по доверенности Жаворонков Е.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Васина К.А. в судебном заедании возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагала, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает.
Представители заинтересованного лица Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы по доверенности Бабин Р.А. и Семенов П.В. возражали против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей сторон, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего административные исковые требования ООО "Сол-медиа" не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
При этом в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовую основу регулирования рекламной деятельности составляет Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" ( далее Закон о рекламе).
Статьей 4 указанного закона установлено, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы законодательство о рекламе относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, высказанной Конституционным судом Российской Федерации в пунктах 3, 6 Постановления от 04 марта 1997 года N 4-П, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования; если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации.
В пункте 24 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что положения настоящей статьи, определяющие полномочия органов местного самоуправления, применяются к внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В силу статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
К вопросам местного значения муниципального района и вопросам местного значения городского округа в силу подпункта 15.1 пункта 1 статьи 15 и подпункта 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района (городского округа), аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 9 пункта 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы регулирования градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; размещение наружной рекламы; установление порядка возведения произведений монументально-декоративного искусства в городе Москве.
В силу положений пункта 10 статьи 18 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы координирует деятельность в области городской информации, рекламы и художественного оформления города Москвы, осуществляет установленные федеральным законодательством полномочия органов местного самоуправления в области рекламы, проводит мероприятия, направленные на формирование позитивного образа города Москвы.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что вопросы размещения и демонтажа рекламных конструкций на территории города Москвы реализуются Правительством Москвы.
Следовательно, принятие оспариваемого нормативного правового акта входило в компетенцию Правительства Москвы.
Постановление, подписанное Мэром Москвы, и приложения к нему официально опубликованы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы".
Оспариваемый нормативный правовой акт разработан на основании Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", законов города Москвы, постановлений Правительства Москвы и других нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Согласно п. 1.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 N 712-ПП, указанные Правила приняты в целях осуществления надзора за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-градостроительного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, эффективного использования имущества города Москвы в целях распространения наружной рекламы.
Соблюдение настоящих Правил обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве (п. 1.2 Правил).
Разделом 9 постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций" регулируется порядок демонтажа рекламной конструкции.
Так, согласно пункту 9.1 Правил демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, в том числе по причине внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, либо эксплуатируемых без договора (самовольное размещение), производится владельцем рекламной конструкции либо, если собственник рекламной конструкции не выявлен, собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случаев присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, за свой счет по предписанию ОАТИ с последующим благоустройством территории и восстановлением фасада в том виде, который был до установки конструкций, и с использованием аналогичных материалов и технологий в течение месяца со дня выдачи предписания ОАТИ.
Пунктом 9.2 Правил установлено, что при невыполнении предписания, указанного в пункте 9.1 настоящих Правил, либо, если собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, не выявлен, рекламная конструкция подлежит принудительному демонтажу в установленном порядке.
Действующим законодательством допускается демонтаж рекламной конструкции в случае ее несоответствия установленным требованиям.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно частям 21.1 - 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В случае, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Таким образом, Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" возлагает на орган местного самоуправления обязанность по демонтажу незаконных рекламных конструкций с последующим их хранением или в необходимых случаях по уничтожению незаконных рекламных конструкций.
Исходя из положений пункта 9.3 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, хранение демонтированных рекламных конструкций, размещенных с нарушением настоящих Правил, производится в течение не более одного месяца со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Однако, в соответствии с пунктом 9.4 указанных Правил, после оплаты собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции затрат, связанных с демонтажем, транспортировкой и хранением, демонтированные рекламные конструкции в установленном порядке возвращаются владельцам.
Положения оспариваемого пункта 9.4 (1) предусматривают, что если в течение месяца с даты демонтажа рекламной конструкции собственник или иной законный владелец рекламной конструкции не забрал рекламную конструкцию с места хранения, то Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы после письменного предупреждения собственника или иного законного владельца рекламной конструкции продает рекламную конструкцию в установленном законом порядке.
При этом право на утилизацию рекламной конструкции в силу положений данного пункта Правил возникает у Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы только в случае, если собственник или иной законный владелец рекламной конструкции, расположенной на недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы, не выявлен. Кроме того, вырученная от продажи сумма, за вычетом расходов на демонтаж, хранение и продажу, перечисляются собственнику или иному законному владельцу.
Оспариваемые положения пунктов 9.3 и 9.4 (1) Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций не имеют правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности.
Анализ содержания указанных выше пунктов Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N712-ПП, не дает оснований считать их противоречащими действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Кроме того, оспариваемые положения нормативного правого акта регулируют публично-правовые отношения, возникшие в сфере распространения наружной рекламы, затрагивающие правомочия пользования, владения и распоряжения собственностью города. При этом они не затрагивают область частно-правовых договорных отношений, регулируемых гражданским законодательством, на нормы которого ссылается административный истец в обоснование заявленных требований, и не могут рассматриваться как ограничивающие право собственности рекламораспространителя на рекламную конструкцию.
В этой связи доводы административного истца о том, что пункты 9.3 и 9.4 (1) Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, предоставляющие Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы право на продажу и утилизацию демонтированных рекламных конструкций, ранее размещенных с нарушением Правил, по истечении месяца хранения со дня демонтажа, нарушают права собственников таких рекламных конструкций и противоречат положениям части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации и статей 209 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.
По существу, позиция административного истца со ссылкой на положения статей 209 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации сводится к его несогласию с действиями Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, связанными с демонтажом и хранением рекламной конструкции, на основе норм законодательства о рекламе.
Однако действующим процессуальным законодательством предусмотрены иные средства правовой защиты для рассмотрения и разрешения подобного рода споров.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление Правительства Москвы N 712-ПП в оспариваемой части, не имеется.
Таким образом, постановление Правительства Москвы N712-ПП принято Правительством Москвы по предмету ведения субъекта Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административного истца не нарушает.
С учетом изложенного доводы административного истца о противоречии пунктов 9.3, 9.4. (1) Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденных постановлением Правительства Москвы N712-ПП, положениям части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьям 209 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Сол-медиа" о признании недействующими пунктов 9.3, 9.4 (1) приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.